Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Раби Хаим бар Ицхак из Воложина (р. Хаим Воложинер; 5509-5581 /1749-1821/ гг.) — ближайший ученик Виленского Гаона; основатель Воложинской ешивы, «матери всех литовских ешив».

Родился в белорусском городке Воложине седьмого сивана 5509 /1749/ года, на второй день праздника Шавуот.

В тот же день в Вильно принял мученическую смерть на костре праведный гер р. Авраам бен Авраам — граф Потоцкий.

Рассказывают, что в тот час, когда р. Хаиму предстояло появиться на свет, в их доме, богатом книгами, занимался выдающийся законоучитель р. Арье-Лейб Гинзбург (Шаагат арье). И хотя роженица Ривка испытывала нестерпимую боль, из ее уст не вырвалось ни одного стона — она сдерживалась, чтобы не отвлекать мудреца от его размышлений. Узнав о такой самоотверженности, проявленной ради Торы, р. Арье-Лейб благословил роженицу, пожелав, чтобы родившийся сын стал великим знатоком Торы (там же).

В детстве и юности Хаим учился у р. Арье-Лейба Гинзбурга, ставшего главным раввином Воложина и открывшего там ешиву.

В 5528 /1768/ году девятнадцатилетний р. Хаим познакомился с Виленским Гаоном и стал одним из его первых учеников.

Он перенял от Гаона умение упорно трудиться на пути познания Торы. Однажды он пожаловался Гаону на то, что, углубленно изучив раздел Талмуда Моэд (Праздники) уже двадцать раз, он все-таки не чувствует себя эрудитом в этом разделе. «За двадцать повторений ты бы хотел стать эрудитом?!» — изумился Гаон. «Сколько же раз нужно повторить?» — спросил р. Хаим. «Человек обязан повторить изученное сто один раз, — ответил Гаон, — а затем повторять бесчисленное количество раз, все дни своей жизни» (Сарей амеа 2:2).

В возрасте двадцати пяти лет р. Хаим стал раввином г. Воложина, однако три-четыре раза в году по-прежнему навещал Гаона и каждый раз оставался у него в течение месяца.

Как правило, р. Хаим привозил с собой длинный перечень проблем, с которыми он сталкивался при самостоятельном изучении Торы, — и Гаон помогал ему находить их верное решение (Р. Дов Элиах, Агаон с. 153-154).

После смерти Виленского Гаона, последовавшей в 5558 /1797/ году, р. Хаим стал общепризнанным духовным лидером литовского еврейства.

Седьмого тишрея 5563 /1802/ года р. Хаим объявил о создании ешивы в Воложине. В этой ешиве он стремился воплотить методы преподавания и изучения Торы, воспринятые им от Гаона.

Первоначально в его ешиве занималось около десятка юношей из самого Воложина, но постепенно число учеников возросло до двухсот — они прибывали со всех концов Белоруссии и Литвы.

Р. Хаим принял на себя все заботы об учениках, предоставив им возможность целиком сосредоточиться на занятиях. На собранные пожертвования было построено особое здание, где учащиеся оставались и на ночь. Р. Хаим отменил обычный порядок, при котором ешиботники столовались у жителей города, и устроил в ешиве специальную комнату для еды (Гдолей адорот).

Р. Хаим построил расписание занятий в ешиве так, что они не прерывались ни на минуту в течение суток.

Ночь он разделил на несколько смен, и когда одна из них уходила спать, другая приступала к занятиям. Так происходило даже в ночи праздников и шабатов, и только на исходе Йом кипура р. Хаим предоставлял возможность всем ученикам отдохнуть — и тогда он оставался в учебном зале один и занимался до глубокой ночи, пока кто-нибудь не сменял его. Объясняя свой подход к режиму занятий, р. Хаим писал: «Если бы, не дай Б-г, случилось так, что весь избранный народ прервал занятия святой Торой хотя бы на одно мгновение, то в тот же миг Вселенная перестала бы существовать и все миры постигла конечная катастрофа. И даже один человек из народа Израиля, бескорыстно занимающийся нашей святой Торой, обладает силой, позволяющей поддерживать существование всех миров и всего Творения» (Нефеш ахаим 4:25).

В 5568 /1808/ году по инициативе р. Хаима в Землю Израиля переселилась группа последователей Виленского Гаона, возглавляемая р. Менахемом-Менделем из Шклова, а спустя год — вторая группа, руководимая р. Сеадьей из Вильно и р. Исраэлем из Шклова.

Именно р. Хаим, организовавший материальную поддержку этих переселенцев, побудил их приобрести участки пахотной земли и виноградники, чтобы выполнять заповеди, связанные с сельскохозяйственным трудом на Земле Израиля (Сарей амеа 6:11).

Р. Хаим попросил их придерживаться порядка молитв, принятого сефардами и хасидами, чтобы не вносить раскола в еврейскую общину Святой Земли (там же 2:20).

В отличие от Виленского Гаона, р. Хаим Воложинер избегал прямой конфронтации с хасидами, стремясь к достижению взаимопонимания.

И если Гаон наотрез отказывался от встреч с хасидскими лидерами, то р. Хаим сам посетил выдающегося хасидского наставника р. Исраэля Офштейна (Магида из Кожниц) и беседовал с ним в течение целого дня (Сарей амеа 3:16). В воложинской ешиве учились дети из хасидских семей, и р. Хаим не требовал от них, чтобы они изменяли своим обычаям и традициям (там же 2:20).

В то же время р. Хаим остро полемизировал с ошибочными, с его точки зрения, установками хасидизма. «Самая дурная из болезней, — писал он, — полагать, что занятия Торой, не сопровождаемые достижением состояния близости к Б-гу, не приносят никакой пользы и вообще ничего не стоят. Оказавшись в плену подобных воззрений, люди видят, что они еще не достигли такого высочайшего уровня и не могут изучать Тору в постоянной близости к Б-гу, — и поэтому вообще бросают занятия» (Нефеш ахаим 4:1). Р. Хаим образно пояснял: «Невозможно подняться по лестнице, ведущей к вершине, не поставив ног на ее первые ступени. Об этом в Талмуде сказано (Песахим 50б): “Человеку следует заниматься Торой и заповедями даже в том случае, если он делает это не бескорыстно (т.е. ради достижения славы, почестей или по другим сторонним мотивам)”. На первых порах от человека требуется только, чтобы он учился постоянно и непрерывно, днями и ночами… и тогда он получит возможность подняться с первых ступеней лестницы на высокую ступень бескорыстного изучения Торы» (Нефеш ахаим).

Р. Хаим Воложинер был одним из самых авторитетных законоучителей поколения — к нему обращались со спорными вопросами из многих общин всего еврейского мира.

Однако большинство его респонсов погибло в большом пожаре, охватившем Воложин в 5575 /1815/ году. Сохранившиеся респонсы и алахические решения собраны в книгу Хут амешулаш (Тройная нить).

Р. Хаим постоянно поддерживал связь с Советом еврейских представителей, созданным в Санкт-Петербурге по «высочайшему повелению» императора Александра I.

Без совета и благословения, полученного от р. Хаима, руководитель этой депутации Зундель Зонненберг не предпринимал никаких серьезных шагов. В 5578 /1818/ году р. Хаим сам приехал в Санкт-Петербург, чтобы через еврейских представителей воспрепятствовать планам правительства по русификации и «христианизации» еврейского населения. Благодаря его энергии и настойчивости, осуществление проекта, связанного с «просвещением» евреев, было отложено на неопределенное время (Сарей амеа 2:25).

Уже став общепризнанным главой поколения, р. Хаим никогда не указывал в своих письмах и респонсах, что он главный раввин и руководитель знаменитой ешивы, — до последних лет жизни он подписывался просто: «Хаим, уроженец Воложина» или «Хаим, меламед из Воложина» (Сарей амеа 2:21).

В годы старости р. Хаим передал преподавание в ешиве своему сыну и ближайшему ученику р. Ицхаку (р. Ицеле из Воложина).

Однако порой он тайком приходил в лекционный зал и, укрывшись за печкой, со сладостным отцовским волнением слушал увлекательные уроки сына (там же 4:1).

Р. Хаим умер в Воложине четырнадцатого сивана 5581 /1821/ года, в возрасте семидесяти двух лет.

Перед смертью он завещал сыну продолжить два главных дела своей жизни: сохранить воложинскую ешиву и опубликовать книгу Нефеш ахаим (Душа жизни), над которой он работал в течение многих лет.

Книга вышла в свет через три года после смерти автора, в 5584 /1824/ году. В этой книге нашла отражение кабалистическая традиция, воспринятая р. Хаимом от Виленского Гаона. Р. Хаим формулирует фундаментальные законы, определяющие взаимозависимость «макромира» и «микромира» — Вселенной и человека. Выполняя волю Всевышнего, отраженную в Его Торе, человек «добавляет Небесам силы» и способствует воплощению Б-жественного плана Творения. Вместе с тем, совершая преступления, человек «ослабляет силу Небес» и провоцирует катастрофические процессы, разрушающие Вселенную. По мысли р. Хаима, «Иерусалимский Храм разрушили, в сущности, не Невухаднецар и Тит», но сами евреи: своими грехами они «осквернили Высший Храм» в духовных мирах — и лишь поэтому чужеземцы получили возможность разрушить «нижний Храм», сложенный из каменных глыб и бревен. «Человек является движущей силой и живой душой и высших, и нижних миров, — утверждал р. Хаим, — ибо все они управляются в соответствии с его поступками, как объяснено выше» (Нефеш ахаим 1:4).

По словам р. Хаима, именно «человек служит основной обителью Шехины на Земле: ведь, если человек освящает себя выполнением всех заповедей, …он сам становится Храмом в буквальном смысле этого слова, и в нем пребывает Б-г» (там же).

Сходный круг идей был отражен и в книге Руах хаим (Дыхание жизни), составленной на основе уроков по трактату Авот (Наставления отцов), данных р. Хаимом в ешиве. Открывая своим слушателям глубочайшие тайны кабалы, р. Хаим в то же время подчеркивал, что между сокровенной и общедоступной частями Торы не существует жесткой границы: «Все секреты и тайны Торы, на самом деле, совершенно открыты и подробно разъяснены в ней, но только наши глаза застланы непроницаемой пеленой — и если человек бескорыстно изучает Тору, Всевышний открывает его глаза и срывает с них слепящую пелену» (Руах хаим 6:1).

Его комментарии, относящиеся к Танаху и притчам Талмуда, были собраны в книгу Биурей рабейну Хаим ми-Воложин (Разъяснения нашего наставника Хаима из Воложина).

Воложинская ешива — любимое детище р. Хаима — стала прообразом для десятков и сотен других ешив, основанных ее выпускниками по всей Белоруссии и Литве, а затем — в далекой Америке и на Земле Израиля.

Сохранилось ошеломляющее предсказание, сообщенное р. Хаимом одному из его ближайших учеников. «Ты должен знать, сынок, что наступит время, когда духовные центры европейского еврейства будут разрушены, а ешивы искоренены. Но затем они будут восстановлены в далекой Америке, которая станет последней остановкой еврейского народа на пути к геуле (конечному избавлению)». «На пути к конечному избавлению, — разъяснял он, — Тора сменит вне Земли Израиля десять центров: Вавилон, Северная Африка, Египет, Италия, Испания, Франция, Германия, Польша, Литва и последний центр — в Америке». В течение полутора веков, из поколения в поколение, это предсказание передавалось лишь как теоретическая возможность — до тех пор, пока не разразилась вторая мировая война (Толдот бейт Воложин).

С разрешения издательства Швут Ами


Хотя Лаван был братом праведницы Ривки и отцом праведных праматерей Леи и Рахель, сам он считается в Торе одним из самых закоренелых злодеев и обманщиков. Пребывание Яакова в доме Лавана сравнивается с египетским изгнанием евреев. Читать дальше