Из цикла «Даат тфила», темы: Еврейская молитва, Музыка, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Песнь
«Дай мне услышать твой голос — когда вы молитесь предо Мной высоким голосом — ибо голос твой приятен — в молитве» (Мидраш зута на Песнь Песней 4).
Таков закон: ведущим общественную молитву назначают только того, кто имеет приятный голос и умеет петь. И тот, кто умеет, должен почитать Всевышнего талантом, которым Тот его наделил: красивым голосом мелодии, радующим сердце (Зоар).
В данной главе мы обсудим красивое пение слов молитвы.
«Песнь (шир) бывает также и устной, красивыми рифмованными стихами, приятными для слуха… А мелодия (нигун) — музыкальными инструментами, в соответствии с музыкальной наукой…» (Мальбим).
Песня и мелодия относятся к категории голоса, звука. Не только вследствие необходимой материальной связи между ними (ведь песнь раскрывается только голосом, а мелодия — только музыкальными инструментами). У них есть общее внутреннее содержание.
Мир музыки стоит между абстрактным миром мысли и миром действия. Он не связан ограничениями речи, которые существуют в ней из-за мира действия. Но он и не абстрактен как мир мысли. Он ограничен законами музыкальной гармонии, ритмом, стилем, ладом.
Подобно тому, как голос и звук есть промежуточное между миром мысли и миром речи, так песня и мелодия есть промежуточные атрибуты, растянутые между абстрактной мыслью и речью, закованной в свои рамки. Есть мысли и даже чувства, которые из-за своей вознесенности могут найти свое выражение только через песню и мелодию.
У этой категории есть особое место: «есть чертог мелодии, у которого нет разрешения открываться, кроме как звуком мелодии» (Тикуней Зоар).
Мы выяснили, что свойство голоса — побуждать речь связаться со своим корнем, и таково также свойство песни и мелодии: побудить и привлечь слушателей своей гармонией, приобщить их к корню их сути. Освободить их от кандалов материи, снять с них тяжесть тела, приподнять их и нести на крыльях ликования.
Мы должны направить внимательного читателя к размышлению «Молитва и царство» (главе «Гимны, песни и прославления», а также к размышлению «Благословение», глава 8). Там объясняются основы понятия песни. Там объясняется притягательность песни, ее сила, которая объединяет все часности в общий процесс, затрагивающий все мироздание, в один круг, начало которого соединено с концом (шир=круг). Тем самым песнь воздействует на все эти частности, чтобы они не были потеряны, и возвращает их к их источнику и корню.
Песнь прорывает ограничения природы и времени. Она возвышает человека; будучи всеобъемлющей и объединяющей все мироздание, она возносит его за рамки ограниченного частного мирка и объединяет его со всем мирозданием в своем всеохватном движении воспевать песнопения и гимны Творцу. Мелодия и песня в силах пробудить мысли и чувства, которые ни в коем случае не могли бы найти свое выражение в мире и остались бы в категории хаоса. В силах песни и мелодии — выразить эти мысли и чувства, так что впечатление от них останется навеки.
Каждому человеку тонкой душевной организации не требуется долгих объяснений, поскольку ему достаточно песни и мелодии, чтобы почувствовать то, о чем мы говорим здесь.
Эти два крыла: содержание песни с одной стороны, и сладкозвучие мелодии с другой, — поднимают и возвышают человека над материальной жизнью. Он отключается от тела и видит себя стоящим перед Царем царей в молитве, в которой его душа изливается перед своим Создателем и выражает свое томление и чистое желание прилепиться к Всевышнему Б-гу.
Царя Давида, который сказал о себе: «А я — молитва» (Псалмы 109), называли «умеющим играть музыку» (1 Шмуэль 16:18).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.