12 марта 2008 года, темы: Изучение Торы, Музыка
10 марта в центральном вечернем колеле Толдот Йешурун в иерусалимском районе Санедрия после учёбы была организована праздничная трапеза в честь завершения изучения трактатов Талмуда учениками и преподавателями колеля. Об одном из них наш рассказ.
Блестящая карьера была сделана Борухом Шлепаковым в Москве. Сразу после Консерватории он был принят в оркестр Большого Театра и довольно быстро занял должность, которая называется в оркестре «первая труба». Первая труба Большого! Гастроли, известность, поклонники …
Но Борух выбрал еврейский образ жизни, и, когда стало невозможно отказаться от концертов в субботу, он бросил Большой, Москву, Россию и принял предложение беэр-шевского оркестра. Спустя некоторое время он переехал в Иерусалим, и так он начал учиться в вечернем колеле Толдот Йешурун. Семь лет – семь долгих лет заняло у него, чтобы закончить трактат Вавилонского Талмуда «Брахот».
На праздничной трапезе в колеле, которая была посвящена окончанию трактата, он сказал: «Я хочу вспомнить всех моих учителей, с кем мы вместе занимались в продолжении этих лет. Прежде всего рава Гиллеля Инджи. Именно он привил мне вкус не к поверхностному, а к углублённому изучению Талмуда. Сам он уже несколько лет не преподаёт в Толдот Йешурун, – он стал руководителем колеля в Тель-Авиве, пишет книги по Алахе… Я очень благодарен раву Шмуэлю Файнштейну, который сейчас, после переезда в Модиин Илит, преподаёт в Ришон ле-Ционе, раву Шимону Соскину, который сейчас препадаёт в московской ешиве «Торат Хаим», раву Йоэлю Лазарю и моему последнему хавруте, с которым мы и закончили этот масехет, раву Рони Платнеру. Все они блестящие аврехим, и я им благодарен за счастье совместной учёбы. Если можно так выразиться, это самый блестящий ‘оркестр’, в котором я имею счастье ‘играть’».
В заключение вечера рав Бен-Цион Зильбер привёл объяснения стиха из книги Коэлет, которое даёт трактат «Мегила»: «Написано в стихе, что если ты бездействуешь и не заботишься о своём доме, то прохудится крыша и будут капать капли внутрь дома. Что имеется в виду? У нас, у евреев, главное занятие – изучение Торы, и если мы бездействуем, если мы не учим Тору, то в нашем доме плохо. Посмотрите, что происходит – страшный теракт в ешиве Мерказ а-Рав, обстрелы, и главная причина этому – то, что евреи недостаточно учат Тору… Но, слава Б-гу, здесь, в нашем колеле люди приходят учиться, несмотря на тяжёлую работу и занятость, несмотря на то, что они отрывают это время в вечерние часы от своей семьи. И я восхищаюсь, что реб Борух Шлепаков, несмотря на свою занятость и вечерние концерты нашёл в себе силы и целеустремлённость закончить трактат ‘Брахот’, и именно это – изучение Торы – защитит и укрепит наш общий дом!»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.