Из цикла «Шем тов», темы: Балак, Значение слов в Торе, Рав Шимон Мордехай Дубинский
«В то время скажут Яакову и Израилю, что творит Б-г». Об этом сказал праведник, раби Яаков из Краза, благословенна его память, что слово «что» (ма) в святом языке имеет два противоположных значения — крайнее преувеличение и, наоборот, предельное уменьшение. Например, в словах «Как (ма) многочисленны деяния Твои», «Как (ма) велики деяния Твои», «Как (ма) возлюбил я Тору Твою» и т. д. оно указывает на предельное величие. С другой стороны, выражения «а мы что?» (венахну ма), «нет с нами знающего что-либо» описывают умаление и самоустранение. Также и выражение «в то время» (каэт) в святом языке указывает и на будущее время, и на настоящее. «Во время (каэт) роженицы», «в то же время (каэт) завтра» — это будущее, но это же слово применяют и к настоящему. Грешники мира смеются над нами, насмехаются над народом Израиля и его состоянием — евреи измучены и подавлены, и зачем вообще их нужно было создавать? Однако все это в настоящее время, а в будущем будет наоборот, как говорит Писание: «Тогда скажут в народах: великое сделал Б-г с этими…» Поэтому «в то время», то есть в настоящем, скажут Яакову и Израилю, «что сделал Б-г» — состояние малости и ничтожности. Все презирают Яакова и Израиль и говорят, что Б-г ничего хорошего им не сделал. Но «в то время», в будущем, «скажут Яакову и Израилю, что сделал Б-г» — это предельное величие, «как велико то, что сделал Б-г, для Яакова и Израиля».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»