Из цикла «Шем тов», темы: Ноах, Бней Ноах, Праведник, Шимон Мордехай Дубинский, Материалы для Бней Ноах
Раздел Ноах. «И остался только Ноах и те, кто с ним в ковчеге». Мудрецы указывали на ограничивающее слово «только». Действительно, со дня его рождения имя его было Ноах. Пребывая среди «колючих кустов» — поколения злодеев и грешников — он оценивался в сравнении с ними как праведный и честный. Это соответствует мнению тех, кто толкует слова о Ноахе ему в упрек. Тогда ему было добавлено звание «непорочный праведник», но в этом была лишь его относительная важность. Пока грешники поколения жили и здравствовали, звание соответствовало Ноаху. Но когда пришла вода, и все были стерты из мира и погибли, звание «непорочный праведник» было отнято у него, поскольку собственной значимости у него не было. С тех пор он назывался просто Ноах, именем, данным ему при рождении. Об этом говорит Писание: «И стер всякое существо… и остался лишь Ноах», но великолепие звания «непорочный праведник» было отнято у него (от Рашаба-софера).
В Санѓедрин (57) сказано, что потомок Ноаха (язычник) подлежит казни без предупреждения за то, что ему следовало учить, но не учил. На первый взгляд, не подобает Судье всей земли искажать правосудие над человеком. Ответить на это нужно так. Когда видят, что ребенок в доме учения способен сам понимать, его бьют за то, что не стал утруждать свой разум, чтобы понять это самостоятельно. Это можно вывести из слов Гемары: «Что ему следовало учить». Из того, что Творец не дал им Тору, видно без сомнений, что Его мудрость оценила, что «им следовало учить», то есть что они были способны выучить. Но после дарования Торы — из-за того, что разум уменьшился — были даны общие законы, и появился новый принцип: не судить без предупреждения. Однако все это относится к законам, действующим между людьми, а в законах Небес каждого судят по его уровню — согласно тому, что мог понять своим умом. А если спросишь, почему и сегодня закон для них остается тем же в отношении семи их заповедей, ответим, что в этом состоит приговор для них за то, что не захотели принять Тору и ее законы. За это они наказаны тем, что их судят без предупреждения, поскольку они сами считают себя мудрыми и понимающими все своим умом (от гаона рава Менаше Элиэзера).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.