Из цикла «Хешбон Нефеш», темы: Усердие, Душа, Исправление качеств, Мусар, Хешбон Нефеш, Рав Мендель Лефин
Все твои деяния должны быть следствием углубленных размышлений. После принятия решения начинай незамедлительно действовать и не ослабь своей руки.
Свое знание животная душа получает из опыта. Когда птица, которой однажды удалось вырваться из сети, вновь видит перед собой ловушку, в ней пробуждаются прежние воспоминания о мучениях в неволе, и она остерегается и избегает западни. Получаемый опыт приумножается и приводит к возникновению привычки, которая является ничем иным, как упрочением старых воспоминаний и образованием новых навыков. Это аналогично процессу сновидения: поскольку оно каждый раз прерывается пробуждением, возобновляясь под воздействием свежих впечатлений, получаемых во время бодрствования, и корректируется влиянием большого мира. Например, собака льнет к тому, кто протягивает ей кусок мяса и убегает от человека, держащего в руке палку.
Подобное происходит в детстве каждого: прежде чем мыслящая душа начинает влиять на ребенка светом своего сияния, он следует за воображением. Однако с возрастом, когда мыслящая душа уже достаточно развита, он обретает свободу и способность влиять на процессы, происходящие в своей животной душе, и изыскивать время, дабы испросить совета у понимания, видящего нарождающееся[35].
Однако в большинстве случаев невозможно прийти к верному выводу и с полной ясностью различить между добром и злом. Особенно это касается отношений между людьми. Как правило, нам приходится удовлетворяться рассуждениями общего порядка и принимать решение на основе того, что нам лишь кажется верным. Более того, нередко мы вынуждены осуществлять свой выбор незамедлительно, поскольку многие дела не терпят отлагательства. Поэтому в преодолении всех препятствий необходима настойчивость, и когда в результате суждения мыслящей души принимается решение, его физическая реализация передается животной душе, и она прикладывает к этому все свои силы[36]. Однако и это качество усердия или прилежания также подвержено различным заболеваниям и может отклониться от верного пути.
Например, некоторые избегают обращаться за советом к мыслящей душе, и во всех своих делах следуют исключительно зову животного начала. Об этом сказано в Писаниях: «Помыслы усердного только к прибыли, но всякого суетящегося — лишь к убытку»[37]. Противоположностью им являются люди мыслящие, быстрые в принятии решений, обладающие мудростью и мастерством в какой-то специальности, однако недостаточно знающие и опытные в некоторых других делах. И когда такой человек оказывается вынужден заняться незнакомым ему делом, он примеривается и премудрствует, постоянно изменяет свое мнение и снова ищет правильные решения, погружаясь в сомнения, и все это продолжается бесконечно долго[38]. В результате большой умственный потенциал такого человека превращается в недостаток, ибо его интеллект постоянно мечется в разные стороны, и в любом деле он впустую растрачивает время, откладывая выполнение возложенных на него задач на дни и годы и утрачивая возможность прийти к результату. Например, некто желает «приобрести товарища»[39] для совместной учебы и служения. Однако он тянет время и медлит с принятием решения из-за различных помех и забот, пока тот не найдет себе другого напарника, и в результате проходят месяцы и годы, а он так и не начинает глубокого изучения Торы. И то же самое случается, если у человека появилась возможность исполнить заповедь, чрезвычайно важную для многих людей, но он все оттягивает и откладывает, пока эту задачу или большую ее часть не осуществит кто-то другой. И похожее происходит во всех других вопросах, касающихся служения Творцу или мирских дел.
[35] «Саба из Кельма часто повторял: “Храни беспорочность и следи за прямотой, ибо будущее этого человека — мир” (Теилим 37:37). Мы решили разъяснить это изречение ради пользы для наших душ и тел, ибо точно знаем, что духовные вопросы зависят от материальных и прочно связаны с тем, что происходит в нашем мире, и чаще всего упадок духовного состояния человека происходит из-за ухудшения его положения в сфере материального. Мы можем извлечь из этого стиха Теилим два замечательных и полезных урока. Первый относится к людям, которые соблюдают Тору, но могут позволить себе совершить поступок, являющийся нарушением заповеди, из-за того, что смотрят далеко вперед, полагая, что из этого поступка в будущем должно произрасти нечто хорошее и полезное. Наш учитель рав Симха Зиссель отвергал такой подход и говорил, что не нужно искать трепета перед Небесами вдали от себя, его можно найти в непосредственной близости. Мы не можем быть уверены в том, что правильно представляем себе будущее, а поэтому нам следует совершать только такие поступки, которые являются хорошими и правильными сейчас, и, полагаясь на слова этого стиха, быть уверенными в том, что из беспорочности и прямоты выйдет только добро. Поэтому не следует думать, что неправильный поступок может привести к желаемым хорошим последствиям, — мы должны следить за беспорочностью и прямотой наших поступков, как и требует Писание. А когда Мишна утверждает, что “мудрец — это тот, кто видит нарождающееся”, она вовсе не имеет в виду, что ради “нарождающегося” человеку будет разрешено сейчас совершать неблаговидные поступки». (Рав Моше Розенштейн, Основы Знания, часть 1, гл. 11).
[36] «Рамбам в “Законах Раскаяния” пишет, что свобода выбора, данная человеку, является важнейшим принципом и основой соблюдения Торы и заповедей. Все служение основано на том, что ничто не принуждает и не довлеет над человеком, никто не навязывает ему решения: он сам, по собственной воле, встает на избранный им путь. И вот что об этом говорит Рамбам: “Если бы Всевышний изначально определял, быть человеку праведником или злодеем, если бы нечто влекло его за собой с самого рождения, то не оставалось бы места для Торы. Как по суду можно было бы взыскать со злодея, какой приговор ему вынести и какую награду дать праведнику?” (Мишна Тора, “Законы Раскаяния”, гл.5)». (Рав Ицхак Блазер, Свет Израиля, гл. «Врата света»).
[37] Мишлей 21:5.
Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное согласие на публикацию.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»