Темы: Усердие, Бехукотай, Оцарот, Изучение Торы, Чтение для детей, Рассказы
«Если по законам Моим будете идти и заповеди Мои соблюдать» (26:3). Реувен понял, что пора положить этому конец. Мышь, которая бегала по его дому в течение уже долгого периода, в последнее время активизировалась еще больше. Этой ночью он просто обязан ее поймать. Но именно сейчас у него закончился сыр…
В мгновенном озарении он подошел к мышеловке, положил в нее картинку с сыром, вкусным и соблазнительным, и стал ждать, что будет.
На следующее утро он пошел проверять, попалась ли мышь, и увидел, что мышеловка и в самом деле захлопнулась. Видимо, мышь наступала на нее. Он присмотрелся к железным прутьям ловушки и к своему удивлению обнаружил там картинку с мышью.
Любой успех требует усилий. Некоторые спрашивают, зачем нужно «трудиться над Торой». Почему нельзя изучать ее в легком и расслабленном состоянии? Но в том-то и дело, что суть нашего мира — это труд. Человек создан в «мире» «труда» (оба слова в иврите — «Олам» и «Амаль» состоят из одних и тех же букв). Чтобы достигать результатов, необходимо стараться. Обычный человек не может освободить себя от труда, как сказано (Иов 5:7): «Ибо человек для труда рожден». Адам был проклят словами: «В поте лица своего будешь есть хлеб» (Берешит 3:19).
Можно сделать важное наблюдение, глядя на Швейцарию — страну, в которой почти нет творческих людей, влияющих на мировую культуру, несмотря на то, что жизнь в ней благополучна. Как раз те страны, что привыкли к войнам и трудностям, взращивают у себя духовных людей, философов, ученых и изобретателей. Нужно ли далеко ходить? Народ Израиля уже привык к страданиям, но даже при своей маленькой численности он дарит миру ученых и духовных деятелей во много раз больше, чем любой другой народ.
Изучение Торы ничем не отличается. По ступеням Торы невозможно подниматься без труда и усилий. Если уж изучающий профессию не может достичь совершенства в ней, пока проявляет легкомыслие на уроках и экзаменах, то тем более это верно для изучающих Тору — в их деле не будет успеха без усилий и напряжения.
Этот принцип можно выучить также из различия между мацой и обычным хлебом. Приготовление мацы требует большого труда и усилий, тогда как хлеб испечь несложно. При этом тонкая маца долгое время остается съедобной, а хлеб быстро покрывается плесенью. Если учеба идет легко, изученное быстро забывается.
Слова «в поте лица своего будешь есть хлеб» объясняет гаон-каббалист раби Яаков Абухацера: чтобы достичь Торы, которая подобна хлебу (как сказано «Идите, ешьте хлеб Мой»), нужно вспотеть, то есть приложить все усилия.
Однажды раби Абухацера пришел в свою ешиву посреди холодных зимних дней и увидел, что ученики пребывают в смятении из-за трудного места в Тосафот, не зная, как его понять.
Когда они увидели раби Яакова, их глаза засияли, и они обратились с просьбой объяснить им трудное место. Хотели включить для него обогреватель, поскольку холод пробирал до костей, но раби Яаков отказался и стал погружаться в глубины Тосафот.
Они стали терпеливо ждать — к их удивлению, учитель достал из кармана платок и вытер со лба пот, выступивший от напряженных усилий. Спустя десять минут, он оторвал голову от книги и сказал ученикам, что в тексте Тосафот издатели допустили ошибку, и что там не хватает нескольких слов. Вместе с ними текст становится понятен.
Один из учащихся поспешил в большую библиотеку города, где хранилась Гмара в более точных изданиях. Он проверил Тосафот и обнаружил в точности то, о чем сказал рав.
История о святом гаоне раби Ицхаке Хай-Тайбе. Однажды он проходил по улице и увидел, как его соседка, жена господина Яакова Слойра, одного из богачей общины, горько плакала. Он удивился и поинтересовался причиной слез. Она ответила, что она бездетна, и что прошло уже много лет со времени их свадьбы. Теперь ее муж хочет взять себе еще одну жену, чтобы та родила ему детей. А ей горько и больно принимать у себя в доме «соперницу».
В раби пробудилось милосердие — горе плачущей женщины растрогало его доброе сердце. Он обратился к ней и сказал: «Не бойся. Скажи мужу, чтобы подождал еще год. Обещаю — через год ты уже будешь обнимать сына!»
Слезы женщины быстро высохли, а в глазах появился свет. Она поспешила известить об этом мужа, а он, поскольку имел веру в слова мудрецов и знал о святости раби Ицхака, согласился дождаться, пока благословение праведника сбудется.
И как же велика была его радость, когда после столь долгих лет ожиданий у них родился сын. Вся община собралась на трапезу в честь его обрезания, а во главе ее — раввин города, святой гаон раби Йеошуа Басис. Посланник из страны Израиля, собиравший пожертвования, гаон раби Моше Сузин, впоследствии назначенный на пост Ришон ле-Цион, также был приглашен.
Все уже было готово, и приглашенные сидели в ожидании. Начало трапезы задерживалось, и раби Сузин спросил «Кого еще мы ждем?»
«К нам должен прийти раби Ицхак-Хай», — ответили ему. «Уже и раби Йеошуа здесь, все собрались. Кто такой этот раби Ицхак-Хай?»
Внезапно дверь открылась, и все с почтением встали. Вошел человек в изношенной одежде и сандалиях с заплатками. Раби Йеошуа Басис подал знак раби Сузину, чтобы тот подвинулся, освободив место. Раби Ицхак-Хай уселся, благословил и выпил рюмку «Лехаим». Затем он слегка задремал после усердной работы над Торой, пока все столпились вокруг него в ожидании. Его обувь, грязная от дорожной пыли, испачкала красивую скатерть.
Посланник из Израиля удивился и был недоволен. Не зная, с кем имеет дело, он потянулся, чтоб сдвинуть ноги рава на пол, но ему поспешно помешали, схватив за руки.
Спустя несколько минут, раби Ицхак проснулся, ибо такова была его привычка — дремать несколько минут и возвращаться к учебе. Он начал беседовать с раби Йеошуа на тему глубокого раздела Талмуда, и с обеих сторон полетели искры и языки пламени.
Остальные присутствовавшие мудрецы старались следить за их беседой, но в итоге потеряли нить, оставив этих двоих самим плавать в море Талмуда и на его могучих волнах.
Посланник из Израиля, который и сам был хорошо образован в Торе, также утомился от попыток понять рассуждение. Ему стало не по себе, и он вышел во двор. Там он воскликнул: «Владыка мира! Молю, открой мне врата мудрости, понимания и знания, как двоим этим мудрецам, чтобы и я мог участвовать с ними в обсуждении Торы. Если же нет, забери душу мою, ибо для меня лучше смерть, чем такая жизнь».
Успокоившись, он вернулся в дом. Внезапно раби Ицхак-Хай поднял глаза на него и сказал: «Ты молился неправильно. Знай, что старания и усилия — это главное. Наши мудрецы говорили: “Трудился и не нашел — не верь” (Мегила 6а). Если будешь, как мы, трудиться над Торой, врата понимания раскроются».
Посланник был поражен столь явному проявлению духа святости. Он наклонился, очистил обувь раби Ицхака от грязи и поцеловал. Затем эти комья земли он повесил себе на шею вместо талисмана (Оцротейну).
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его