Из цикла «Живи Верой», темы: Будущий мир, 13 принципов веры, Вера, Рав Моше Шапиро
Вот как можно понять различие между жизнью в лоне веры и жизнью в этом мире в простом понимании. Тот, кто не живет в лоне веры, видит, что все существующее в этом мире предназначено для использования так, как оно есть. Если человек получил в руки саженец дерева и скормил его скотине, значит, ему просто не пришло в голову, что это саженец можно посадить в землю и получить из него дерево, дающее множество плодов. Он уничтожил его на корню, оставшись ни с чем. Но посадивший саженец задействует его в процессе постоянного благословления: у него всегда будут плоды, и сейчас он тоже не пострадает.
Представим себе человека, у которого есть яйцо, и он хочет утолить им голод. Разумеется, с одной стороны, это вполне логичное использование, но в этом случае яйцо исчезнет и перестанет существовать. Однако у человека есть и другая возможность: поместить яйцо в инкубатор и вырастить из него курицу, а потом проделать это и с новыми яйцами, пока у него не появится целый курятник. В этом состоит разница между двумя взглядами на вещи: как на уже реализованный или еще не реализованный определенный потенциал. Этим же различаются обычное восприятие вещей и взгляд веры.
Тора учит нас, что жизнь в этом мире должна быть «посеяна», дабы произвести плоды иного вида. Такого понимания невозможно достичь без открытия, сделанного Торой. Подобно тому, как если исследовать зерно всеми возможными способами, ты найдешь в нем только то, что существует сейчас на деле, но не увидишь его потенциала.
Научный анализ разделяет реальность на самые малые составляющие, но не может раскрыть будущее, сокрытое в ней, если она станет «семенем». Такой анализ, занимаясь «яйцом», не способен обнаружить его потенциал произвести цыпленка[1]. Так и тот, кто рассматривает этот мир без Торы, не может разглядеть в нем возможность произвести жизнь мира Будущего.
О природных семенах мы знаем только из опыта, о «семенах» Будущего мира можно выучить только из Торы. Это и есть жизнь в лоне веры, внесенной в этот мир Торой. Об этой жизни сказано в Талмуде: «Сказал Рейш Лакиш: Что значит сказанное: “Надежны будут твои времена, укрепленные спасением мудрости и знания” (Йешаяу 33:6)? “Надежность” — это раздел “Посевы”[2], “времена” — это раздел “Праздники”» (Шабат 30а). «“Надежность” — это раздел “Посевы”: имеется в виду, что человек верит в вечную жизнь и “сеет”» (Тосафот там же, от имени Иерусалимского Талмуда).
Понятие «Вера» находится в разделе «Посевы», в том, что человек берет нечто существующее и использует его для посева на будущее. Так и верующий человек «сеет» свою жизнь. Даже если все поднимут его на смех: «Что ты делаешь со своей жизнью!? Ты мог бы наслаждаться ею», ответом его будет: «Я вкладываю, я сею, я сажаю здесь сад!» Это невозможно объяснить в рамках обыденного сознания, такое возможно только в системе веры! Только вера может научить, что весь этот мир — место «вложения», результаты которого находятся в другом мире. Это и есть наш «раздел “Посевы”».
Чем важнее вещь, тем более чудесные плоды принесет ее «посев». Именно в этом смысл слов Гвии бен Псиса, когда он ответил еретику: «Если из капли выходит целый человек, представь себе, что может выйти из целого человека!»
[1] Это аллегория; понятно, что о реальных яйцах и семенах даже ребенку известно, что в них есть потенциал, — ведь его реализация — часть нашего бытия, часть этого мира. Но когда «плоды» сами по себе являются Будущим миром, в рамках этого мира их никоим образом невозможно распознать.
[2] «Посевы» (Зраим) и «Праздники» (Моэд) — два из шести разделов Мишны и Талмуда, занимающиеся законами, связанными соответственно с земледелием и праздниками.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.