Темы: Еврейский закон, Почитание родителей, Рав Ицхак Яаков Фукс
32. Детям разрешено подстригать или брить родителей, стричь им ногти, а также выполнять любые другие действия по уходу за их телом, с условием, что при этом не поранят их до крови. Можно также делать массаж без применения силы, используя специальные приспособления.
33. Детям нельзя удалять занозы из тела родителей, так как при этом может пойти кровь. Врачи, в том числе стоматологи, не должны лечить своих родителей, если в процессе лечения может пойти кровь. Однако ашкеназские законодатели разрешают медицинским работникам лечить своих родителей, если на то есть финансовые причины, ведь они не возьмут денег за лечение с самых близких родственников, а также при условии, что родители дают устное согласие на нанесение кровоточащих ран в ходе лечения. Тем более, это разрешено, когда ситуация со здоровьем становится критической и угрожает жизни больного1.
34. Исполнение заповеди об уважении родителей заключается в непосредственном уходе за ними: кормлении, одевании, выполнении разнообразных поручений. При этом приобретение необходимых товаров оплачивают сами родители.
35. Если детям нужно отправиться в дорогу чтобы выполнить поручение родителей, и это предполагает определенные расходы, то, по закону, необходимо выполнить родительскую просьбу, даже если для этого придется совершить очень долгое пешее путешествие. Если же отсутствие транспорта может надолго задержать или вообще исключить возможность выполнения задания родителей, то они должны оплатить детям дорогу.
36. Если родители испытывают серьезные финансовые затруднения, суд обязывает детей содержать их на те деньги, которые они обычно отчисляют на благотворительные цели. В каждом конкретном случае следует исходить из личных возможностей. Бремя содержания родителей делится между всеми детьми с учетом финансовых возможностей каждого. Если некоторые из детей очень бедны, а другие финансово состоятельны, то обязанность содержания родителей берут на себя те, кто более благополучен.
37. Важное правило благотворительности — не отдавать все деньги одному человеку — нарушается, когда материальная помощь требуется родителям. Дети обязаны отдать все деньги, которые обычно расходуют на благотворительные цели, нуждающимся родителям, чтобы им помочь. Если же есть и другие люди, готовые предоставить материальную помощь их отцу или матери, то дети не обязаны все брать на себя.
38. Если у детей достаточно средств для содержания родителей собственными силами, то на эти цели нельзя тратить деньги, отложенные на благотворительность, потому что это является пренебрежением по отношении к отцу и матери даже в том случае, если они об этом не узнают. Мудрецы говорят об этом: «Падет проклятие на того, кто содержит своих отца и мать за деньги десятины».
39. Если родителям не хватает их пенсии или пособия по старости, то дети обязаны добавить им такую сумму, которой будет достаточно. Если же этих выплат хватает на жизнь, но отцу или матери физически тяжело за ними идти или трудно выстаивать очереди, то дети обязаны получить деньги за них и принести.
40. Если родители не хотят работать, или же они откладывают деньги с определенной целью, из-за чего живут бедно, то дети не обязаны их содержать. С другой стороны, если мать и отец не способны прожить на собственные средства, но отказываются от помощи детей, нельзя их слушаться.
41. Тот, кто хочет отдавать десятину своим родителям, не может этого сделать в том случае, если, отделив десятину первый раз, сделал это без каких-либо условий и не сказал: «Я не беру на себя обета». Если же он, отделяя десятину, всегда произносил фразу: «Я не беру на себя обета» или просто изначально имел в виду отдать ее родителям, то может содержать своих родителей на эти средства, даже если есть возможность помогать им иначе.
42. Сын или дочь, у которых нет возможности содержать своих родителей, не обязаны просить милостыню для них. Но если отец или мать вынуждены побираться, то дети обязаны делать это за них, чтобы родителям не пришлось унижаться.
43. Сын или дочь, содержавшие родителей на собственные средства и обеспечивавшие их всем необходимым, после смерти родителей могут распоряжаться их имуществом ради покрытия всех своих расходов.
44. Повелительная заповедь из Торы — трепетать перед отцом и матерью. Сказано:
«Да убоится человек отца и мать своих». Трепет перед родителями приравнивается к страху перед Всевышним. Несмотря на то, что мать и отец равны в отношении этой обязанности, для каждого из родителей существует отельная заповедь, поэтому следует относиться с особым трепетом как к матери, так и к отцу.
45. Основное требование заповеди об уважении родителей — относиться к ним как к людям, перед которыми трепещут, то есть одновременно уважают и боятся. Именно трепетным отношением к родителям обусловлен запрет сидеть на их месте, а также возражать им и спорить с ними.
46. Дети обязаны прислушиваться к просьбам родителей. Если же исполнение родительских требований грозит убытками, а также если из-за их просьбы могут пострадать отношения в собственных семьях сына или дочери, то они не обязаны слушаться родителей.
47. Сын или дочь не должны возражать родителям, говоря: «Вы не правы». Соглашаясь с теми, кто оспаривает мнение отца или матери, не нужно говорить вслух: «Мне кажется, что вы правы». По некоторым мнениям, разрешено оспаривать мнение родителей, но не в их присутствии и с должным уважением, но есть авторитетные законоучителя, которые запрещают это. В любом случае, сын может объяснить противоречия в словах отца и делать выводы, исходя уже из своих собственных пояснений.
48. Если же родители сами попросили детей высказать свое мнение, как по какому-то вопросу Торы, так и о повседневной жизни, то дети должны сказать то, что думают, даже если их понимание противоположно мнению родителей.
49. Если отец или мать требуют от детей нарушить запрет или отказаться от исполнения какой-либо из заповедей Торы или одного из постановлений мудрецов, нельзя их слушаться, потому что все обязаны трепетать перед Всвышним, Благословен Он. То же самое касается маленьких детей. Они не должны прислушиваться к просьбам родителей нарушить какую-либо из заповедей Торы или постановлений мудрецов.
50. Заповедь изучения Торы важнее заповеди уважения к родителям, поэтому дети, желающие учиться в определенном заведении, надеясь, что там они смогут достигнуть лучших результатов в учебе, могут поступить согласно их желанию, несмотря на то, что родители возражают, но до принятия окончательного решения стоит обсудить ситуацию с авторитетным раввином. Если сын хочет поступить в ешиву, а его отец и мать против, то ему стоит прежде поговорить с преподавателями и воспитателями и попросить повлиять на мнение родителей. Но в любом случае, в таком вопросе не следует прислушиваться к мнению родителей, даже если эта ешива находится далеко от места жительства.
51. Если дети хотят учиться в другом городе, а родители настаивают, чтобы те остались, потому что им требуется их помощь, то дети обязаны остаться в городе и заботиться о родителях. Если же родителям на самом деле не нужна их помощь, а причина их просьбы — различные опасения, то дети могут учиться там, где хотят.
52. Если отец запрещает своим детям учиться в паре с определенным человеком, то дети не должны его слушаться. Если же родители исходят из того, что еврей, с которым они хотят вместе учиться, недостаточно трепетно относится к заповедям и обладает плохими человеческими качествами, а также если отец и мать понимают, что в результате такой учебы дети не смогут достичь желаемых высот в знании, дети должны прислушаться к их мнению.
53. Если родители просят с кем-то не разговаривать из-за ссоры или хранить обиду за что-либо, детям нельзя их слушаться. Не стоит, однако, разговаривать с этим человеком в присутствии отца и матери. Если же в просьбе родителей не ходить вместе или не сидеть рядом с кем-то есть оправданная причина — дети должны их послушать.
54. Тот, кто подает еду или питье своим родителям, зная, что те не произносят благословения, должен постараться уговорить сказать благословение или сделать это сам громким голосом, чтобы вывести родителей в этой обязанности.
55. Если сын или дочь уже произнесли благословение «Амапиль», которое произносится после чтения «Шма» перед сном, и родители начали с ними о чем-то говорить, они могут им ответить, но после этого им нужно заново прочитать первый отрывок «Шма».
56. Если сын или дочь хотят молиться в той синагоге, где, по их мнению, молитва более проникновенна и размерена, а родители просят их ходить на молитву в другое место, они не обязаны слушаться своих родителей. Это касается также случая, когда в той синагоге, которую предпочитают дети, начинают молитву раньше, чтобы выполнить заповедь чтения «Шма» и молитвы вовремя. Если сын читает «Шма», и в этот момент родители просят его чтото принести, то он должен вначале закончить чтение, и лишь затем выполнить их просьбу.
57. Одна из основ иудаизма изложена в словах: «Не отойдешь от учения матери твоей», «не измените обычаев отцов ваших». Отсюда следует, что нужно соблюдать обычаи той общины, в которой человек живет, если в ней есть миква и рав, знающий еврейский закон. Обычаи общины распространяются также на потомков всех ее прихожан. Но устрожениям и принципам, которые человек самостоятельно принял на себя, его дети не обязаны следовать. Исключения составляют случаи, когда сыновья или дочери продолжают следовать особенным обычаям отца и матери после совершеннолетия — на них лежит обязанность соблюдать их и дальше, как делают дети, идущие по стопам своих родителей.
58. Если родители сказали детям нарушать какой-либо обычай, записанный в «Шулхан Арухе», то они не должны следовать этому родительскому совету, если этот обычай понятен и его принято соблюдать. Если же речь идет о спорной ситуации, по отношению к которой мнения авторитетных знатоков закона расходятся, а в общине отца принято следовать устрожающему мнению, и родители просят детей поступать именно так, то в этом случае дети обязаны послушаться.
59. Если же в общине отца нет общего мнения по поводу соблюдения определенного обычая, или же законоучителя спорят об отдельных его моментах, а отец полагается на облегчающее мнение, то он не может обязать сына делать так же. Если же отец в этом случае устрожает, то и для сына было бы правильно устрожать. В случае, когда устрожение нанесет сыну ущерб в той или иной сфере жизни, он не обязан слушаться отца.
60. Если родители заставляют сына сбрить бороду, он не обязан делать это, также нельзя следовать запрету родителей окунаться в микву. Но к запрету, обоснованному с медицинской точки зрения (например, вода в микве слишком холодная) сын обязан прислушаться, даже если принял на себя обет окунаться в микву, однако в таком случае ему придется снять этот обет у раввина.
61. Если сын или дочь, хотят жениться или выйти замуж за подходящего им человека, но родители выступают против такого брака, то дети, в принципе, не обязаны учитывать их мнение, если избранник действительно им подходит.
62. Но прежде все же стоит спросить совета родителей, потому что они искренне желают своим детям добра и счастья. Если так и не удалось прийти к согласию в этом вопросе, и родители утверждают, что свадьба между их сыном или дочерью с таким избранником станет позором для семьи, то им следует обратиться за советом к авторитетному раввину и мудрецу Торы, мнению которого доверяют как дети, так и родители.
63. Как уже было сказано, дети не обязаны прислушиваться к мнению родителей в вопросе выбора второй половины. Если дочь решила выйти замуж за человека, который не нравится отцу или матери, но при этом ее избранник известен как человек, знающий и строго соблюдающий заповеди, она может поступить так, как считает нужным.
64. Если родители требуют от сына или дочери не жениться или не выходить замуж, развестись и пренебрежительно относиться к супругу, их ни в коем случае нельзя слушаться.
65. Заповедь заселения Земли Израиля важнее заповеди уважения к родителям. Если отец просит сына не уезжать в Землю Израиля, тот не должен его слушать. Тем более, если сын уже удостоился жить в Земле Израиля, а отец заставляет его уехать за границу — нельзя слушаться его советов. Если родители опасаются за духовное состояние своих детей, на которое может повлиять переезд в Землю Израиля, им стоит посоветоваться с авторитетным раввином, чтобы выяснить, как лучше поступить.
66. К заповеди уважения к отцу и матери относится также помощь родителям в переезде в Землю Израиля, даже если дети сами не уезжают.
67. Можно выезжать из Земли Израиля, чтобы навестить родителей, если человек едет с уверенностью, что вернется обратно. Некоторые считают, что нельзя уезжать из Земли Израиля ради посещения родительских могил.
68. Если родители просят детей принести чтолибо способное нанести вред здоровью, то нет необходимости выполнять такую просьбу, если точно известно, что эта вещь противопоказана отцу или матери. Если же о вреде нет никаких серьезных сведений, то сын или дочь могут дать ее родителям.
69. Если отец попросил купить ему сигареты, то сын должен вежливо отказать ему. Но если просьба была повторена снова и снова, то нужно исполнить ее.
70. Дети не должны исполнять просьбу отца или матери, которые велят им принести то, что может повредить им в духовном плане, например, купить им книги, газеты или журналы непристойного содержания, в которых есть информация, противоречащая Торе. Нужно сделать все возможное, чтобы не выполнять их поручение.
71. Если дети узнали о тяжелой болезни отца или матери, и родители требуют от них рассказать, как на самом деле обстоят дела, то они не должны выполнять их просьбу, если уверены, что правдивая медицинская информация ухудшит состояние их здоровья.
72. Если один из родителей просит детей сделать что-либо, способное навредить или расстроить второго, то не нужно выполнять их требование. То же самое правило действует и в случае, если отец или мать запретили детям навещать родителей супруга. Подобные требования не должны выполняться.
73. Если родители попросили детей сделать какую-нибудь глупость или нелепую вещь, дети не обязаны выполнять их просьбу.
74. Когда родители спорят с кем-либо, сыну или дочери запрещено подтверждать правоту родителей, говоря: «Папа прав» или «Мама правильно говорит», чтобы не демонстрировать важность их личного мнения. Но если у них есть, что ответить тем, кто спорит с их родителями, они могут это сделать. Если же родители не присутствуют при разговоре, то дети могут сказать: «Я согласен с мнением моего отца» или «Мне кажется, что мама права».
75. Сыну или дочери запрещено сидеть на месте, предназначенном для родителей, как дома, так и в любом другом помещении, но стоять на том месте, на котором их родители обычно сидят, можно. Также запрещено сидеть или стоять там, где родители обычно молятся — как дома, так и в синагоге2.
76. Сыну преподавателя Торы, который временно заменяет своего отца, запрещено сидеть на его месте. Он должен немного отодвинуть стул или стендер с их обычного места.
77. Если у отца или матери есть особенный стул, детям запрещено на нем сидеть, даже если они его отодвинули. Но они могут использовать его, чтобы дотянуться, например, до высоких полок книжного шкафа.
78. Есть законоучителя, которые разрешают сидеть на месте родителей, когда их нет, и никто не видит. Стоит, однако, устрожить и никогда не сидеть на месте родителей, потому что это касается запрета Торы3.
1 По некоторым мнениям, разрешено пускать кровь родителям не прямым способом.
2 Детям можно сидеть на кровати родителей или спать там.
3 Нет запрета сидеть или стоять на месте родителей после их смерти.
Из журнала «Мир Торы»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.