Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«В каждую букву Торы облечена воля Всевышнего»Рабби Нахман из Бреслава
Как может быть, что человеку заповедано невыполнимое? Ведь невозможно полюбить кого-либо, и тем более чужого человека, как любишь сам себя!

Учение об отношении к ближнему

Так сказал Вс-вышний Израилю: «Сыновья любимые, нет в мире ничего, что могли бывы Мне дать, так что прошу Я у вас? Только чтобы любили и уважали друг друга, чтоб трепетали друг перед другом…». Ведь сказано: «Сообщили тебе, человек, что есть добро, и что Г-сподь требует от тебя лишь вершить правосудие, любить милосердие и скромно ходить перед Б-гом твоим». «Тана де-бей Элияу», 28

Глава 1. Великое правило Торы

Заповедовал Творец, Благословенный, в Торе — Учении жизни, о которой сказано, что все «пути ее — пути приятные, и все направления ее — к миру»: «И возлюби ближнего твоего, как самого себя, Я Г-сподь». Раши комментирует этот стих из книги «Ваикра» цитатой из «Сифри»: «Сказал раби Акива: “Это великое правило Торы”.»

Более подробно объясняет Рамбам: «Человеку дана заповедь — любить каждого из народа Израиля, как себя самого, ведь сказано: “И возлюби ближнего твоего, как самого себя”. Исходя из этого, следует, что человек должен хвалить его, и беречь его имущество, как бережет свое, и уважать так же, как хотел бы, чтобы уважали его. А у того, кто возвышается через унижение товарища, нет доли в Будущем Мире».

Однако объяснение выражения «как самого себя» вызвало у комментаторов большие трудности. Рамбан это ясно выделяет в своем комментарии на книгу «Ваикра»: «Выражение “И возлюби ближнего, как самого себя” специально преувеличено. Ведь сердце человека не может принять тот факт, что он обязан любить другого, как любит себя самого. И именно так учил нас раби Акива: “Твоя жизнь прежде жизни товарища”.»

Многие задают вопрос:

— Как может быть, что человеку заповедано невыполнимое? Ведь невозможно полюбить кого-либо, и тем более чужого человека, как любишь сам себя! Кроме того, нельзя заповедовать любить или ненавидеть, потому что чувства эти не подвластны человеку! …И если (любишь ближнего, как самого себя), то должен горевать о беде каждого человека, как если бы горевал о собственной — днем и ночью. (Если поступать так), не станет жизни, потому что нет и часа, чтобы не видел и не слышал о горе кого-то из Израиля!

Есть несколько основных направлений объяснения выражения «как самого себя»:

1. По мнению Рамбама и автора книги «Хинух», смысл этой заповеди в проявлении милосердия к ближнему и его имуществу, а также в совершении по отношению к нему добрых поступков.

Повелели каждому из нас возлюбить других, как любим мы самих себя. Должна быть любовь и забота о ближнем подобна любви и заботе о себе самом. Как о телесном, так и об имуществе — его собственности, о том, что он желал бы приобрести. То есть все, что я бы пожелал для себя, должен желать для него. Так сказал Превознесенный: «И возлюби ближнего, как самого себя». (Рамбам, «Книга Заповедей», Повелительные заповеди, 206) И еще написал он в Законах «Человеческих качеств»(глава 6, алаха3): «Заповедь дана человеку любить каждого из народа Израиля… и должен хвалить его, и беречь его имущество и т.д…»

Подобно Рамбаму, но более подробно, пишет автор книги «Хинух» (заповедь 243): Любить каждого из Израиля, как собственную душу, что означает беречь…, как бережет человек себя и свою собственность… И сказали мудрецы, благословенна их память: «То, что ненавистно тебе, не делай своему товарищу». В книге «Сифри» сказано: «Сказал раби Акива, что это великое правило Торы». А величие его состоит в том, что многие заповеди Торы построены на нем. Потому что любящий ближнего, как свою душу, не украдет его имущества, не совершит прелюбодеяние с его женой, не обманет его ни в сделке, ни словом. Не будет он мешать его заработку и не принесет ему никакого ущерба. Есть и другие заповеди, имеющие эту же основу. Известно это тем, кто понимает.

2. По мнению Раавана и Рамхаля, нужно любить ближнего полным сердцем, как любит человек сам себя. (Мнение этих мудрецов имеет сходство со словами Рамбама и автора «Хинуха», но акцент сделан на моральную сторону: первично отношение в сердце, пусть даже не сопровождающееся практическими действиями.)

Рааван объясняет спор, в котором участвовали Бен Азай и раби Акива («Берешит Раба», глава «Берешит», строчка: «Вот родословная Адама…»). Первый утверждает, что именно строка «Вот родословная Адама» и является великим правилом Торы, а, по мнению раби Акивы, правило, заключенное в словах «И возлюби ближнего, как самого себя» — более весомое.

Рааван пишет:

— Видится мне, что так учил Бен Азай: Слова «Это родословная Адама» означают, что каждый человек должен любить ближнего, как будто он — продолжатель его рода, то есть сын. А раби Акива говорит, что он должен любить его, как самого себя. В этом и заключается их спор. Бен Азай полагал, что человек любит сына больше, чем себя самого. А раби Акива считал, что больше всех на свете человек любит себя, и потому принцип: «И возлюби ближнего…», по его мнению, весомее, чем правило «Это родословная Адама».

И по сути то же самое пишет Рамхаль в книге

«Месилат Йешарим», глава 11, в объяснении особенностей качества чистоты: «В Торе записан принцип, который включает в себя все: “И возлюби ближнего, как самого себя”. Как самого себя — означает, не видя разницы, без разделений, без уловок и изворотов — именно как самого себя».

3. По мнению Рамбана, этот принцип означает, что человек обязан желать другому все то, что хотел бы иметь сам. В своем комментарии на книгу «Ваикра» он пишет: Но заповедь Торы заключается в том, чтобы возлюбил он ближнего всячески, как угождает он своей душе всяким добром. Возможно, поэтому не сказано: «Прояви любовь к ближнему твоему (“…эт рееха”), как к себе», а сказано: «Возлюби ближнего твоего (“…ле-рееха”)». Творец ставит человека на один уровень с ближним, объединяя их в одно целое словом («ле-рееха»). По отношению к геру тоже сказано: «И возлюби его, как себя», потому что обычно проявление заботы о ближнем случается в привычных вещах (например, в богатстве) но не в мудрости… Однако, если будет любить совершенно… то станет хотеть от всего сердца, чтобы у другого всегда все было самым лучшим. И повелела Тора, чтобы не уничижал себя человек завистью, а делал ближнему благо безмерно, как делает себе. О Йонатане, например, сказано, что Давид «… любил его, как собственную душу», потому что тот уничтожил зависть в своем сердце, сказав: «И ты воцаришься над Израилем».

В понимании Рамбана, выражение «Как самого себя» означает желать другому добра и молиться о том, чтобы все, что мы хотим для себя, было бы у него.

4. По мнению Йонатана бен Узиэля, автора книги «Сефер Мицвот Гадоль» и Маарша, слова «возлюби ближнего своего, как самого себя» запрещают делать другому то, что самому тебе ненавистно.

Йонатан бен Узиэль так перевел на арамейский строчку «И возлюби ближнего твоего, как самого себя»: «И полюби ближнего твоего; не делай ему того, что ненавистно тебе». Источником такого понимания является трактат «Шабат» (31а):

«Был случай, когда один нееврей пришел к Шамаю и сказал: Я хочу принять еврейство, но при условии, что ты обучишь меня всей Торе, пока я стою на одной ноге». Мудрец прогнал его. Пришел тот к Илелю, и он принял его, сказав: «Что ненавистно тебе — ближнему не делай. Вот вся Тора, а остальное — толкования. Иди и учи их». По мнению Йонатана бен Узиэля, отсюда следует, что Илель объяснил тому нееврею, что выполнение заповеди «И возлюби ближнего твоего, как самого себя» заключатся в непричинении другому того, что тебе самому неприятно…

То же самое пишет автор «Леках Тов» в объяснении главы «Кдошим»: принцип «И возлюби ближнего твоего, как самого себя» Илель объяснил так: «То, что ненавистно тебе, не делай другому». Объяснение этой заповеди в духе запрета мы находим и в книге «Сефер Мицвот Гадоль» (9-я повелительная заповедь): Повеление «И возлюби ближнего твоего, как самого себя» означает, по сути, запрет делать ближнему то, что ненавистно тебе. Как написано в трактате «Шабат» (31а) и в Иерусалимском Талмуде в трактате «Недарим» (разд. 9, п.3): «Так учили: Кто-то резал мясо и случайно порезал руку. Неужели после этого одна его рука порежет другую в отместку?» Образ руки здесь символизирует ближнего. Неужели человек (как будто являющийся обладателем одного тела с его ближним) станет, не дай Б-г, мстить и сделает обидчику то, чего бы он точно не хотел для себя?!

Такой же подход представляет Маарша в книге

«Хидушей Агадот», комментируя написанное в трактате «Шабат» (31а): …«И сказал, что учил его Илель: То, что ненавистно тебе — другому не делай, как написано в Торе: И возлюби…». И если то, что Илель произнес это на арамейском языке еще можно понять — таков был в те времена разговорный язык в Земле Израиля — то все равно остается непонятным, зачем он изменил смысл фразы с повеления на отрицание. Ведь перевод строчки на арамейский звучит именно так, как мы видим это в тексте перевода Ункелоса, т.е. максимально близко к оригиналу.

И можно ответить, что Маарша понимал объяснение строчки именно в значении запрета, так как в начале стиха написано: «Не мсти и не помни зла…», получается, что и продолжение «И возлюби…» говорит о том же: не делай другому того, что тебе ненавистно. Но об обязанности делать другому добро строчка не говорит, потому что сказано: «Жизнь твоя прежде жизни товарища».

5. Подход «Яд Ктана» объединяет все мнения.

Что значит любить ближнего, как сказано: «И возлюби ближнего, как самого себя»? …Должен хвалить его и беречь его имущество, как он бережет свое, и уважать так же, как он бы хотел, чтобы уважали его… Должна быть любовь и забота о ближнем подобна любви и заботе о себе самом… Следует желать ему добра, радоваться его успехам и сочувствовать его горю. Говорить с ним всегда спокойно, со вниманием и уважением… Но все это при условии, что не потерпишь ущерба из-за этого, ведь раби Акива учил:

«Твоя жизнь прежде жизни товарища».

И не в том заключается заповедь, чтобы он заботился о другом так же, как он заботится о себе, потому что не примет этого сердце человека. Тора имеет в виду, что следует любить ближнего, даже если тот более обеспечен, чем ты сам… И ни в коем случае не опускаться до зависти.

И весь корень этой заповеди основан на запрете причинять зло, ущерб или завидовать. Так сказали мудрецы, объясняя эту заповедь: «Что ненавистно тебе — ближнему не делай». («Мада», гл. 5, 3)

Великое правило в «Великом правиле»

Сказал Вс-вышний Израилю: «Сыновья любимые, нет в мире ничего, что могли бы вы мне дать, но прошу Я у вас только, чтобы любили вы друг друга, уважали друг друга и трепетали друг перед другом».

Учил нас Творец, Благословенный, что любовь к ближнему нецельна и несовершенна, если нет в ней достаточного уважения друг к другу. Нужно четко понимать, что о том человеке, который стоит передо мной, сказано: «По образу Б-га создал его», что он несет в себе чистую душу, «которую Ты вложил» — частицу Б-га, поэтому я обязан уважать, почитать ближнего и дорожить им, ведь, как известно, не может быть настоящей любви без уважения. Уважительное отношение — вот основа истиной любви. А также мы учим, что именно отдавание порождает любовь, и не наоборот.

Кроме того, важно знать правило: одного уважения недостаточно. Если мы не будем трепетать перед всеми, кого мы любим душой и сердцем, т.е. перед всеми нашими близкими и даже перед теми, кто «плоть от плоти нашей» — не приживется любовь к ним в наших сердцах. Невозможно построить настоящие крепкие отношения между родителями и детьми, учителями и учениками, мужьями и женами, коллегами или соседями и сохранить их на долгие годы без трепетного взаимопонимания, которое порождает знание, в какое время не стоит заходить, когда не беспокоить, когда нежелательно звонить, о чем можно интересоваться, а о чем нет. Необходимо всегда уважать личную жизнь человека и его внутренний мир. И только тогда, когда он сам пожелает и захочет с нами поделиться, мы, если это требуется, проявим к нему свое внимание, свое соучастие и заботу, как сказано: Человек ближнему поможет, и брату своему скажет: «Крепись», потому что «у всего свое время, и свой час у каждого создания», и «сделанное вовремя несравнимо». Тогда и исполнится: «…Любили друг друга…, уважали… и трепетали друг перед другом!»

Секрет настоящей любви состоит в том, что она строится на уважении и взаимопонимании.

Из журнала «Мир Торы»


Пожалуй, ключевые события в еврейской истории (да и в мировой тоже) описаны в книге Шмот. Здесь и египетское рабство, и чудеса Исхода, переход через Красное море, дарование Торы и заповедей на горе Синай... Открывается книга Шмот одноименной главой. Читать дальше