Из цикла «Врата востока», темы: Раввин, Кашрут, Врата востока, Исраэль Спектор, Свидетели, Шмини
"ויקחו בני-אהרן נדב ואביהוא איש מחתתו ויתנו בהן אש וישימו עליה קטרת ויקריבו לפני ה' אש זרה אשר לא צוה אתם" (י, א(
“И взяли сыновья Аарона, Надав и Авиу, каждый свой совок, и положили в них огня, и возложили на них курений, и принесли перед Г-сподом огонь чуждый, какого Он не велел им” (10:1)
Надав и Авиу умерли во время освящения Мишкана. Наши мудрецы сказали: Они умерли, потому что выводили алаху в присутствии своего учителя Моше!
Во время Первой мировой войны турки мобилизовывали в свою армию всех молодых людей подряд. Посему р. Эзра Атья бежал из Иерусалима в Каир. Там он продолжал с упоением учиться и вскоре прославился как мудрец и знаток Торы. Однажды обратились к нему с алахическим вопросом. Выслушав, пришёл рав Эзра к определённому выводу, но сказал, что ответит на вопрос через час. И под палящим солнцем он отправился в дом рава Каира, который жил в Старом городе в получасах ходьбы. Там он рассказал, какой вопрос ему был задан, и попросил разрешения дать ответ. Рав Каира разрешил, и рав Эзра изложил ему свой подробный ответ.
Рав Каира, покачав головой, спросил: “Для чего господин так утруждал себя, когда всё ему ясно?”
Ответил рав Эзра: “Чтобы получить право решать...”
Улыбнулся рав города и сказал скромно: “Ведь всё известно и ясно господину, и я тот, кто должен прийти к нему...” Спросил рав Эзра, не отреагировав на похвалы: “Я вправе ответить на вопрос?” “Конечно!” - ответил рав Каира.
И получив разрешение ответить, двинулся р. Эзра в обратный путь.
"וכל-השרץ השרץ על-הארץ שקץ הוא לא יאכל "(י"א, מ"א(
“И всякий гад, пресмыкающийся по земле, есть мерзость; не должно есть его” (11:41)
Раби Шалом Касахи из Арам Цовы в канун Песаха проходил через городской базар и увидел, что продающиеся там листья салата (хасы), необходимые для исполнения заповеди марора, кишат червями. Рав знал, что полностью очистить хасу от червей очень трудно. Что же он сделал? Купил тут же всю хасу, какая была на базаре, и бросил её на пол. Но и это показалось ему недостаточным: рав растоптал хорошенько всю зелень так, что она стала абсолютно непригодной к еде. Чтобы ни один еврей не мог нарушить запрет Торы.
"ולא תטמאו את-נפשתיכם בכל-השרץ הרמש על הארץ "(י"א, מ"ד(
“И не оскверняйте душ ваших никаким гадом, ползающим на земле” (11:44)
Раби Ицхак Афумадо учился вместе с Аризалем у рабейну Давида бен Зимры. Учитель послал р. Ицхака в ешиву г. Салоники. В этот день пришли к руководителю ешивы несколько человек на суд Торы. Дело было довольно сложное: одна девушка получила предложение о замужестве от трёх человек, но забыла, кто был первый. Каждый из троих утверждал, что он сделал предложение первым... Один из троих претендентов, первый, умер, у второго было два свидетеля, подтверждавшие, что он сделал предложение раньше третьего. Что же сделал третий? Он нанял двух лжесвидетелей, которые заявили в суде, что свидетели второго претендента не могут давать показания, так как, будучи в городе Джао, они прилюдно ели некашерных пресмыкающихся. Судьи проверили и нашли, что все они были одновременно в ресторане города Джао, а потому свидетели второго претендента не годны для дачи показаний. Стало быть, его заявление бездоказательно.
Рав Ицхак, присутствовавший на процессе, понял, что лжесвидетели попросту невежды. Поднялся он и попросил у суда разрешения задать им вопрос. Получив разрешение, спросил р. Ицхак: “Пресмыкающиеся, которых они ели, были из мяса быка или барана?” Запутались лжесвидетели и не знали, что ответить, ибо понятия не имели, что такое пресмыкающиеся и насекомые, а говорили только то, что было велено...
"ובין החיה הנאכלת ובין החיה אשר לא תאכל") י"א, מ"ז(
"...и между животным, которое можно есть, и животным, которое есть нельзя" (11:47)
И с небес помогали р. Шалому Касахи предостеречь народ против запрещённой еды. В один из шабатов благословил р. Шалом вино. Когда рабанит хотела подать еду на стол, попросил рав принести только овощи и маслины. Рабанит без пререканий сделала то, что просил рав.
Утром в шабат рав приказал объявить во всех синагогах, что запрещено есть мясо, приготовленное к субботней трапезе. Члены общины выполнили указание рава.
По истечении шабата выяснилось, что арабы украли у машгиаха печать и поставили знак кашрута на некашерное мясо. Все удивились прозорливости р. Шалома. Сказал им рав Шалом: “Нет тут чудес, и нет духа святости. Просто, когда я освящал вино, увидел перед собой буквы: “Ошиблись в запрещённой еде”... Услышав это, люди сказали: “Кто знает, что выше: дух святости или подобное виденье”.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»