Из цикла «Сын мой, первенец Израиль», темы: Грешник, Рамбам, Мировоззрение, 13 основ веры, Вера, Рав Эзриэль Таубер
Нет человека, у которого нет своего часа * Место еврея — верить в тринадцать основ * «Ожидание спасения» — только, когда есть выход * Нисан и тишрей — служение общее и личное * Йегуда и Йосеф — два пути служения * Авраам, Яков и Шломо — общее, Ицхак — частное * Голубка моя в расселине скалы * «Это Б-г мой» — от признания к «прославлю Его»
Нет человека, у которого нет своего часа
«Кто мудрый? Кто знает свое место» (Авот, 6:6). Из слов мудрецов ясно — кто не знает своего места, не мудр.
Что за мудрость в знании своего места, что хотели нам сказать мудрецы?
Они передали нам еще правило: «Он [Бен Аззай] говаривал: Не относись пренебрежительно ни к кому и ни к чему, ибо нет человека, у которого нет своего часа, и нет вещи, у которой нет своего места» (Авот, 4:3). У каждого человека есть свой час и свое уникальное место, и никто вместо него не может исправить то, что возложено на него.
Об этом известные слова «Если не я для себя, кто мне» (Авот, 1:14) — никто в мире не может вместо меня вернуть мои огромные долги.
Значит, всегда и при всех обстоятельствах человек должен думать, в чем его особое задание и обязанность в мире.
И не следует считать: «Есть общее, а я только частичка его — что мне думать о себе и окружающих. Что будет, то будет. В конце концов, я стараюсь молиться, и так далее».
На каждого еврея возложено особая обязанность: «Выбери жизнь» (Дварим, 30:19). — Быть живым! А не просто существовать! Всегда заботиться о том, чтобы нас не «формировала история» и мы не были продуктами общества, а чтобы «мы делали историю»! Мы должны создавать желательные ситуации, а не оказываться в плену обстоятельств.
Это простой смысл слов мудрецов: «Ибо нет человека, у которого нет своего часа, и нет вещи, у которой нет своего места». У каждого есть свое время и место, он должен их спасти, привести к победе. Выбери жизнь и наполни ее — иначе испортишь возможности, которые тебе даны!
Место еврея — верить в тринадцать основ
Рамбам (в предисловии к главе Хелек) дал четкое определение — кто называется настоящим евреем: «И когда поверит человек во все эти тринадцать основ и уяснит их, войдет в Общину Израиля (народ), и заповедано любить его, жалеть и вести себя с ним, как с другом, исходя из любви и братских чувств. И даже если из-за страстей совершил всякие нарушения, он получит соответствующее наказание, но за ним сохраняется его удел в Будущем мире, он — из преступников Израиля. А если нарушит хоть одну из этих основ, значит, вышел из Общины Израиля, кофер беикар — изменил он, по сути, и называется цдуки (саддукей) и эпикорес. Его наклонности вызывают отвращение, и мицва — его ненавидеть. О нем сказано: тех, кто ненавидит Тебя, возненавижу».
Очень категоричное утверждение! По Рамбаму, даже тот, кто учит Тору и выполняет все заповеди, если не верит хотя бы в одну из тринадцати основ [или даже испортился — засомневался в одной из них], уже вне Общины Израиля. Он считается изменником и эпикоресом, и мицва его ненавидеть!
Спросили гаона из Бриска, как относиться к еврею, который не верит в тринадцать принципов лишь потому, что тинок шенишба, «украденный ребенок» (лишен знаний еврейских основ)? Брискер ответил: «Ну, он, конечно, небах (бедняга)… но бедняга эпикорес! Он не виноват, но не недостаток вины определяет эпикореса! Это похоже на то, что человека бросили с крыши, и он погиб. Он не виноват, но результат — его гибель».
Место еврея — верить. А кто не верит, у него нет удела в Будущем мире. И это не наказание — а следствие.
Исходя из этого, можно понять мишну в трактате Сангедрин 90а. Первый среди тех, у кого нет удела, это тот, кто говорит, что «о воскрешении мертвых не написано в Торе». Раши там комментирует: «Он не верит в мидрашим, если не согласен с толкованиями мудрецов в Гемаре, согласно которым на это указывает Тора. И даже если он верит в воскрешение мертвых, но не считает, что на это есть намек в Торе, чего стоит его вера — откуда он знает, что это верно, поэтому он полный кофер». Итак, если еврей во все верит и соблюдает все заповеди из Торы, а не верит хотя бы в то, что о воскрешении намекает Тора — значит, он не восстанет из мертвых!
Поразительно: такое же сильное наказание за нарушение субботы!
Но Магараль объяснял (Дерех Хаим, 6:2), что место человека — это его вера. «Праведник верой своей будет жить» (Хабакук, 2:4). Если не веришь — ты не живешь! Это не наказание, а следствие.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»