Из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы», темы: Недельная глава, Ваикра, Жертвоприношения, Служба в Храме, Нахум Пурер
Третья книга Пятикнижия Ваикра называется также в еврейской традиции Торат коаним, Устав коэнов, поскольку она в основном посвящена описанию законов жертвоприношений в передвижном Храме, Мишкане. Отметим, что знакомые многим христианские названия книг Пятикнижия, являются переводами (например, третью книгу они называют Левит, так как коэны происходят из колена Леви). В десяти разделах книги Ваикра почти нет событий. Повествование о странствиях евреев в пустыне, прерванное в конце книги Шмот, возобновится в четвертой книге Бемидбар.
Воззвав к Моше из Шатра Откровения, Б-г сообщает ему общий порядок храмовых жертвоприношений. Первая категория называется олот, жертвы всесожжения. Животное (обычно быка) приводят к входу в Мишкан. Хозяин возлагает руки на его голову. Затем быка режут, и коэн окропляет его кровью жертвенник. С животного снимают шкуру, вынимают внутренности, разрезает тушу на части и раскладывают их на жертвеннике. Так же обрабатывают жертвы всесожжения из мелкого рогатого скота и птиц.
Далее описаны различные виды «хлебных даров» (менахот), которые готовят из муки, оливкового масла и ароматных благовоний. Часть от менахот сжигали на жертвеннике, остальное шло в пищу коэнам. В хлебные дары запрещено добавлять закваску и мед.
Следующая группа жертвоприношений — шламим, мирные жертвы, для которых также используют быков, овец и коз. В отличие от олот, лишь малую часть этих жертв сжигают, а большую — съедают. Нельзя, однако, употреблять в пищу кровь и хелев — определенный вид нутряного жира.
Далее описаваются жертвоприношения, искупающие преднамеренные грехи, совершенные первосвященником, всей общиной, ее лидерами и рядовыми членами.
Приведены детали грехоочистительных жертв, искупающих лжесвидетельство в суде, ложные клятвы, нарушение законов ритуальной чистоты и другие прегрешения. Каждое жертвоприношение должно сопровождаться искренним раскаянием и возмещением материального ущерба, если таковой имел место. Если нет денег для покупки жертвенного животного, разрешается заменить его более дешевым хлебным даром. В конце раздела говорится о жертвах, которые должны приносить люди, случайно злоупотребившие святыней или доверием ближнего, либо совершившие другой грех по неведению.
Русское слово «жертва» или «жертвоприношение» не отражает того значения, которое вкладывает в слово корбан еврейская традиция. Слово корбан родственно глаголу лекарев, приближать. Корбан приближал человека к Б-гу, конечно, не в физическом, а в духовном смысле, причем возвышенная атмосфера Храма усиливала это ощущение во время жертвоприношения. В том и состояла главная цель корбана.
Наш материальный мир состоит из четырех сред: неорганической, растительной, животной и человеческой. Неорганическая среда лишена жизни; она неподвижна и в ней отсутствует развитие. Органический мир динамичен; в нем происходят постоянные изменения: рост, развитие и увядание. Животным присущи инстинкт и ощущения. Наконец, «человек говорящий» (а не «разумный», как определяют его на Западе в соответствии с античной традицией) наделен интеллектом, воображением и свободой выбора, побуждающей его иногда действовать вопреки своей животной природе.
Когда жертвенное животное возлагали на храмовый жертвенник, «приближали» к Б-гу, этот процесс «приближения» охватывал весь животный мир. Точно так же менахот, хлебные дары, и несахим, возлияния вина, «приближали» всю органическую среду. И наконец, к каждой жертве полагалось добавлять соль, представлявшую неорганический мир, земные минералы. Соль «приближала» к Б-гу эту часть мира.
В разделе Ваикра Б-г обращается к сынам Израиля: «Когда кто-нибудь из вас захочет принести жертву Б-гу» (1:2). На святом языке эта фраза может также означать: «Человек, который принесет жертву из себя». Другими словами, человек предлагает себя в жертву и приближается к Всевышнему, вкладывая душу в свой корбан. Так храмовые жертвоприношения возвышали и приближали к Б-гу все уровни физического мира.
«И сказал Б-г Моше, говоря…»; «скажи сынам Израиля, говоря…» Такие вступления часто встречаются в Пятикнижии. В начале следующего раздела Цав Б-г повелевает Моше: «Цав эт-Аарон веэт-банав лемор — Повели Аарону и его сыновьям, говоря…» Зачем Тора прибегает к такому лексическому удвоению: «сказал… говоря», «повели… говоря»?
Хафец Хаим объясняет, что в случае с Аароном и сыновьями слово «говоря» добавлено не просто для усиления, чтобы подчеркнуть важность храмовых жертвоприношений. Тора хочет сказать, что заповедь корбанот не ограничивается одним лишь принесением жертвы; она распространяется и на изучение законов жертвоприношений. Без учебы мицва считается невыполненной.
Та же мысль содержится и в Пасхальной Агаде, где приводятся слова рабана Гамлиэля: тот, кто не говорил о песахе (пасхальной жертве), маце и мароре (горькой зелени), не выполнил свой религиозный долг, включающий в себя также съедение этих продуктов. В обоих случаях устное обсуждение мицвы является неотъемлемой и обязательной частью ее материального выполнения.
Сегодня, когда из-за отсутствия Храма мы не можем приносить жертвы, изучение законов жертвоприношений приобретает особенно важное значение. Более того: обращая внимание на регулярно повторяющийся в книге Ваикра рефрен «вот Тора (закон) жертвы всесожжения…», «а это Тора хлебного дара…» и т.д., мудрецы заключают, что всякий, кто изучает законы жертв всесожжения, хлебного дара, искупительной жертвы и пр., как будто самолично приносит эти жертвы — в установленное время и с соблюдением всех правил.
В Торе есть много заповедей, которые мы не можем сегодня выполнять, например, законы ритуальной чистоты и нечистоты, проверки супружеской верности водами соты и другие, но законы корбанот занимают особое место: только в них речь, «служение устами», принимается в качестве замены действия, как говорил пророк Ошеа (14:3): «И мы заплатим устами нашими за (жертвенных) быков».
Такая казалось бы неэквивалентная замена не только допускается — она жизненно необходима. В книге Зоар сказано: «Всякий, кто глубоко и сосредоточенно обсуждает тему корбанот в синагоге (месте молитвы) и в бейт мидраше (месте учения), будет избавлен от кары; даже ангелы, собиравшиеся огласить его грехи перед Высшим судом, смогут говорить о нем только хорошее». Столь велика мистическая сила изучения храмовых жертвоприношений: она превращает обвинителей в защитников.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Где находится Ган-Эден? И сколько их?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тем, кто учит Тору
Рав Ицхак Зильбер
Проблема антисемитизма, его происхождение, почему религиозных евреев так не любят?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Разъяснение слов Рамбана
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Устная Тора о первой главе Пятикнижия.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Существуют определенные места, которые были созданы для душ, покинувших тело.
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Каждого карают по его преступлениям, пока он не взмолится – и его поднимают.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Око за око, зуб за зуб... Как подобному проявлению жестокости может быть место в Б-жественной книге? Где всепрощающее милосердие и охватывающее весь мир добро?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Противоположность «Будущему миру» — «Геином» — или, по-русски, Ад . Место, где души грешников в страшных мучениях очищаются от дурного, совершенного в жизни, после смерти. Рамбан на основе устной традиции подробно описывает само понятие «Геином» и его связь с нашим физическим миром.
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Из книги «Врата воздаяния»