Из цикла «Орхот цадиким», темы: Отношение к деньгам, Цдака, Авраам, Орхот цадиким, Хесед, Еврейские качества, Праведник, Мусар, Щедрость
Щедрость /недивут/ — это качество, помогающее достичь высоких достоинств. Должным образом проявленная щедрость весьма похвальна: ею человек достигает многих достоинств в этом мире и в мире будущем, как сказано: «Дар человека дает ему простор и до вельмож доведет его» (Мишлей 18; 16). Ибо за дары полюбят его цари, вельможи и все люди. И нет в мире ничего, что приводило бы к любви подобно щедрости. И в будущем мире человек удостоится доброй награды за свою щедрость.
Есть три вида щедрости: один вид — щедрость деньгами, второй — щедрость телом, третий — щедрость мудростью. Все эти три вида щедрости присущи были Аврааму. Он был щедр деньгами, как написано: «И посадил эшель» — то есть «ахила» /еда/, «штия» /питье/, «левайя» /проводы/; он был щедр телом — и спас Лота, племянника своего, и воевал за него; он был щедр мудростью, ибо учил людей прямому пути, и они стали прозелитами, как написано: «И души, которые они сотворили в Харане».
Это качество весьма похвально, ибо оно помогает человеку достичь уважения, как написано: «Многие просят щедрого» (Мишлей 19; 6). Его слушают, когда он порицает людей и назидает вернуться к служению Создателю. А если он нуждается в помощи, ему все помогают, и все с ним в мире.
Знай же, что уместный дар, — например, милостыня бедным, боящимся Всевышнего, — есть спрятанное сокровище, которое не пропадает, но сохраняется вечно.
Это имел в виду царь Шломо, сказав: «Пошли хлеб свой по водам, ибо спустя много дней ты найдешь его» (Коэлет 11; 1). И простой смысл этого стиха приказывает о щедрости, ибо сеящий безвозмездное добро /хесед/, собирает его плоды. И обладающий этим достоинством богатеет, как сказано: «Иной сыплет щедро, и у него прибавится еще» (Мишлей 11; 24); и написано: «У дающего бедному не будет недостатка» (там же 28; 27). И сказал Давид о щедрых: «Щедро оделял, давал он бедным, праведность его пребывает вечно» (Теилим 112; 9). Это важное достоинство есть как бы одолжение Всевышнему, как сказано: «Милующий бедного — заимодавец Всевышнего» (Мишлей 19; 17). И сказал мудрец: «Оказывай добро /хесед/ тому, кто достоин его, и тому, кто недостоин. Добро будет уместным достойному, а недостойному — будешь ты достоин оказать добро, ибо Создатель приказал оказывать добро и милость». И сказали мудрецы: «Кто дарит много просящему дара, — щедр наполовину, а полностью щедр дающий постоянно, много или мало, прежде, чем попросят». И еще сказали мудрецы: «Качество щедрости зависит от привычки, ибо человек не называется щедрым, пока не привыкнет давать по своим возможностям в любое время и в любой час.» Потому что дающий тысячу золотых сразу тому, кому следует давать, не так щедр, как тот, кто тысячу золотых раздает не сразу, а тысячу раз, и каждый золотой уместно. Ибо в душе того, кто дал тысячу золотых сразу, пробудилось желание быть щедрым в значительной мере, а потом это желание погасло. И также относительно награды. Выкупающий пленного за сто динаров или дающий подаяние бедному в сто динаров, что есть все, чего бедному недостает, не сравнятся с тем, кто выкупит десять пленных или восполнит недостающее десяти беднякам, каждому по десять динаров. И об этом сказали мудрецы: «Все зависит от совокупности деяний» (Авот 3; 15), не сказали: по размеру деяния.
Кто отворачивается и не дает милостыню как бы поклоняется идолам (Ктубот 68а). И называется человеком никчемным, злоумышленником, жестоким и грешником. Никчемный; как сказано: «Остерегайся, дабы не возникло у тебя никчемной мысли, чтобы думать: “приближается седьмой год, год прощения долгов”, и пожалеешь нищему брату твоему, и ты не подашь ему» (Дварим 15; 9). Жестокий; как написано: «И жалость злодеев — жестокость» (Мишлей 12; 10). Он отрицает свое происхождение от Авраама, Ицхака и Яакова, ибо они были милосердными; он — из потомков народов, которые жестоки, как сказано: «Жестоки они и не пожалеют» (Ирмия 50; 42). А того, кто жалеет, Всевышний пожалеет, как сказано: «И даст тебе милосердие, и пожалеет тебя, и умножит тебя» (Дварим 13; 18).
Кто со злым лицом дает милостыню бедным, тот теряет свою награду, даже если дает много. И преступает заповедь «да не будет досадно сердцу твоему, когда даешь ему» (Дварим 15; 10). И лучше его тот, кто с добрым лицом дает грош, и лучше их тот, кто с добрым выражением лица дает сколько полагается бедному, которому следует дать; и хорошо давать до того, как попросят, и хорошо давать тайно, как написано: «Тайный дар тушит гнев» (Мишлей 21; 14). И были такие, что связывали деньги в тряпицу и перекидывали назад через плечо, а бедные приходили и брали (Ктубот 67б). И дающий не знает, кому дал, и бедный не стыдится взять! Кратко говоря, следует утаить все, что можно утаить, чтобы бедный не знал, кто дает, а дающий не знал, кто получает.
Давая милостыню, окажи милость вместе с подаянием: например, купи то, что требуется бедняку, чтобы ему не пришлось трудиться. Или если найдешь что подешевле из того, что требуется бедняку, а у того не на что купить, подай ему именно в тот момент, — этим окажешь ему милость. И об этом сказал пророк: «Сейте для себя по справедливости, жните — по милости» (Ошеа 10; 12). То есть награда — по милости /хесед/ (Сукка 10; 12).
Слушай же теперь о важности щедрости и тех, кто дает милостыню, как написано: «Милостыня возвышает народ» (Мишлей 14; 34). Взгляни, насколько велика сила милостыни, что она пребывает в деснице Всевышнего, как написано: «Полна десница Твоя милостыни» (Теилим 48; 11).
Велика милостыня! — ею славится Всевышний, когда Он принесет избавление Израилю, как сказано: «Я, говорящий милостиво, велик во спасении» (Ишая 63; 1). Велика милостыня! — она наделяет почетом и жизнью тех, кто дает милостыню, как сказано: «Стремящийся за милостыней и добром найдет жизнь, милостыню и почет» (Мишлей 21; 21). Велика милостыня! — ею Всевышний выкупит Израиль, как сказано: «Цион выкупится правосудием, а раскаявшиеся его — милостыней» (Ишая 1; 27). Велика милостыня! — ею хвалился Авраам, как сказано: «И поверил Всевышнему, и Он посчитал ему это милостыней» (Берешит 15; 6), и написано: «Ибо Я избрал его, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя соблюдать путь Всевышнего, творя милостыню и правосудие» (Берешит 18; 19). Велика милостыня! — ею хвалился Давид, царь Израиля, как сказано: «И Давид творил справедливость и милостыню всему народу» (Шмуэль II 8; 15). Велика милостыня! — ею хвалился царь Шломо, как сказано: «Да будет благословен Всевышний, Который благоволил к тебе, посадив тебя на престол Израилев! Из вечной любви Всевышнего к Израилю поставил Он тебя царем — творить правосудие и милостыню» (Млахим I 10; 9). Велика милостыня! — она достигает Престола чести и славы, как сказано: «Милостыня и справедливость — основа престола Твоего» (Теилим 89; 15). Велика милостыня! — ею хвалился Израиль, как сказано: «И это будет нам милостыней» (Дварим 6; 25). Велика милостыня! — ею прославлять будут Всевышнего, как сказано: «И возвеличится Всевышний, когда станет вершить суд, и будут прославлять Его в милостыне» (Ишая 5; 16). Велика милостыня! — она сопровождает творящего ее в час, когда он расстается с миром, как сказано: «И пойдет пред тобой твоя милостыня, Всевышний примет тебя» (там же 58; 8). Велика милостыня! — ею устроен мир, как сказано (Теилим 89; 3) «Мир милостыней /хесед/ устроен» (Мехильта Бешалах 15; 13). И потому да будет человек привержен щедрости, которая приводит ко всем этим благам. И да будет щедр в деньгах, приобретая заслуги исполнения заповедей, как раббан Гамлиэль, который купил этрог за тысячу зузов [1] (Сукка 416). И да будет щедр, стараясь исполнять заповеди красиво; за возможность красиво исполнить заповедь следует прибавлять треть цены (Бава Кама 9б). И да будет щедр, покупая книги и нанимая писцов переписывать их, и да одалживает их тому, у кого нет, как сказано: «Добро и богатство в его доме, и его милостыня /праведность/ стоит вечно» (Теилим 112; 3). И да будет уступчив в этом и не боится, что книги испортят, учась по ним. И да будет щедр, одалживая домашнюю утварь соседям и знакомым. И пусть щедро одалживает деньги бедным, а если может, то и богатым. И да будет щедр в своих делах, не считаясь с каждым грошом при расчетах. А если вино или масло отмеряет или что бы то ни было, пусть не меряет ровно, но прибавит покупателю. И пусть будет щедр телом, хлопоча за людей, терпит их ярмо и тяжесть хлопот за них, сожалея их беде, пусть молится за них и радуется их радости, и навещает больных и оказывает милость умершим, провожая их в последний путь. А более всего следует быть щедрым в своих знаниях Торы, каждого учить разуму и притягивать сердца ко Всевышнему. Это величайшая щедрость из всех видов щедрости — оказать милость человеку, дабы привести его к жизни в будущем мире.
Но хотя щедрость и хороша, нужно остерегаться быть расточительным в удовлетворении страстей. Не следует тратить много денег, чтобы приобрести дорогие кушанья и напитки или сшить дорогую одежду. Не следует разбрасывать деньги на всякую чепуху, не приводящую к страху пред Всевышним. Щедрый человек должен весьма остерегаться разбрасывать деньги впустую, гоняясь за страстями, приводящими ко злу. Но пусть будет уступчив по отношению к достойным беднякам, пусть одевает и кормит их самым лучшим, как написано: «Все лучшее — Всевышнему» (Ваикра 3; 16). И будет ему наградой великое сберегаемое благо, которого «никто не видел, кроме Тебя, Всевышний, сделавший /такое/ для ожидающего Тебя» (Ишая 64; 3).
[1] В те времена на двести зузов можно было прожить год.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.