14 августа 2011 года, темы: Кирув, Цдака, Траур, Помощь, Хесед, Изучение Торы, Праведник, Любовь к ближнему, Щедрость
Пришло скорбное известие из
Этот скромный человек избегал упоминаний в газетах, не любил фотографироваться — поэтому даже биографические данные о нем противоречивы… По данным редакции сайта toldot.ru Зэев Вольфсон родился в Вильно, а потом вместе со многими польскими евреями был в результате многих перипетий второй мировой войны переселен в Среднюю Азию. Приехав в Америку в 17 лет, Зэев сразу занялся бизнесом, начав с самого нуля. Как рассказывал нам рав Авраам Гринбойм, руководитель Керен Вольфсон, первое время Зэев вынужден был на рынке торговать лампочками. И, конечно, это ему было противно. И там, на рынке, в полной нищете, он сказал в своем сердце, что свет этих лампочек еще осветит еврейский народ. Так и случилось. Он очень быстро преуспел, стал фантастически богат, но все свое богатство направил на дело укрепления еврейства и помощи евреям в Израиле.
Сам он вел очень скромную жизнь, летал в самолете экономическим классом, неприхотливо питался, но сотни миллионов долларов ежегодно (это не преувеличение!) Зэев Вольфсон — а потом и его сыновья — жертвовали и жертвуют на многочисленные ешивы, еврейские общины и, в первую очередь, — на керувные организации во всем мире.
В Израиле практически каждая религиозная организация и крупная ешива получала от него помощь — в той или иной степени. Но одно дело было особенно близко Зэеву Вольфсону: возвращение потерявшихся евреев к Традиции, возвращение нерелигиозных евреев к соблюдению Торы и заповедей. Без преувеличения можно сказать, что Зеев Вольфсон стал символом для всех богатых евреев во всем мире — символом щедрости и благотворительности, символом того, каким филантропом должен быть
Зэев Вольфсон был нестандартным, остроумным человеком. Про него ходили многие удивительные рассказы, иногда ироничные, особенно про его стремление к грандиозности… но те немногие из нас, кому посчастливилось лично быть с ним знакомым, могут засвидетельствовать, что каждая минута его жизни была пронизана лишь самоотверженной, выходящей за любые рамки, любовью к евреям. Вспоминаю свой первый телефонный разговор с ним. Я ему предлагал поддержать русскоязычных преподавателей Торы, чтобы они во многих городах Израиля преподавали. Тогда он вдруг спросил, сколько преподают сейчас и сколько всего есть в Израиле. Я ответил, что максимально может быть около пятисот русскоязычных преподавателей Торы. Он спросил: «Сможешь, чтобы за год было пять тысяч?». Я ответил: «Реб Зэев, это нереально, давайте начнем с трехсот, пятисот, увеличить в десять раз за год — это нереально…!?». Он повесил трубку, а я остался в недоумении. Но его помощь быстро пришла. Так начинался Толдот Йешурун. И сейчас тысячи наших учеников — свидетельство исполнения его, казалось бы, «нереальных» устремлений.
Особенно мы, русскоязычные евреи, вспоминаем его с особой теплотой и благодарностью. Ведь практически все еврейские русскоязычные программы, школы, ешивы, семинары щедро поддерживались им.
Зэев Вольфсон был также известен как один из руководителей еврейского лобби в США. На своей шикарной вилле на берегу Гудзонского залива и великолепной яхте он принимал искавших его поддержку конгрессменов и сенаторов. (Он говорил, что сама яхта ему не нужна, она лишь средство для сбора средств для помощи евреям). Наверное, никто уже и не знает, сколько произраильских решений, принятых американской администрацией, было
реализовано благодаря ему, сколько было открыто еврейских школ по всему миру, оказано помощи израильской армии. Все это было продиктовано единственным стремлением — максимально реализовать свою любовь к еврейскому народу, к каждому еврею.
Всю свою жизнь, несмотря на страшные трудности — ссылку в Казахстан, переезд в Америку, тяжелую многолетнюю болезнь — Зэев Вольфсон всегда оставался ортодоксальным евреем и соблюдал в полной мере заповеди и еврейскую Традицию, и воспитал своих детей по высшему стандарту требований еврейского Закона. Эта самоотверженность и преданность Торе передалась и сотням тысячам учеников организаций, которые он поддерживал.
Можно без преувеличения сказать, что весь современный мир
Самоотверженная любовь к Торе и безграничная щедрость в поддержке еврейских программ перешла к его сыновьям Моше, Аврааму, Аарону и Даниэлю. Последние несколько лет, когда Зэев Вольфсон по состоянию здоровья уже не мог руководить бизнесом, он передал своим детям это высокое предназначение быть символами еврейской благотворительности среди самых богатых евреев мира.
Так же и мы, организация Толдот Йешурун, практически с самого основания имели заслугу быть партнерами семьи Вольфсон и возглавляемого ими фонда в возвращении евреев бывшего Советского Союза к еврейству. Несколько лет назад семья Вольфсон взялась поддерживать — частично — и наш сайт toldot.ru в память безвременно ушедшей дочери рава Ицхака Зильбера Малки Швингер. Именно благодаря этой искренней и щедрой помощи наш сайт смог донести до сотен тысяч евреев свет иудаизма и радость возращения в лоно своего народа.
Наверное, в наши дни нет другого такого еврея, который сделал бы так много для еврейского народа, как Зэев Вольфсон. Он считал, что, прежде всего, надо постараться вернуть к тшуве, возвратить в лоно еврейского народа тех, кто потерял связь с еврейской Традицией. Именно так считал и рав Ицхак Зильбер, основатель организации Толдот Йешурун, — что задача нашего поколения — помочь оторвавшимся от иудаизма евреям вернуться к иудаизму.
Мы выражаем соболезнование жене реб Зэева Нехаме, его сыновьям, всем его близким. Все мы вместе — раввины и преподаватели организации Толдот Йешурун, руководители программ и сотрудники, сотни наших преподавателей во многих городах Израиля, тысячи учеников, сотни тысяч постоянных пользователей сайта практически во всех странах мира — в этот скорбный день молим Творца, чтобы душа Зэева Вольфсона поднялась в самые выси
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»