Из цикла «Орхот цадиким», темы: Заповеди, Лень, Орхот цадиким, Изучение Торы, Характер, Мусар
Лень /ацланут/ — это очень дурное качество. У человека, в котором это качество преобладает, испорчены все дела этого и будущего мира. О нем сказал царь Шломо: «Я прошел мимо поля лентяя и возле виноградника человека безрассудного, — и вот зарос он весь колючками, покрылся терновником, и каменная ограда его обрушилась» (Мишлей 24; 30-31). Он уподобил разум лентяя полю лентяя. Не обрабатывая свое поле, лентяй не только не получает урожая, — он еще и выращивает дурное, вроде колючек и терновника, которые портят урожай. Если б даже старался вырастить урожай, он его потеряет, ибо обрушилась каменная ограда, а починить он ленится. На поле забредает скот, и приходят воры, — и забирают все. И сказал «каменная ограда», — каменная ограда очень прочная, но она разрушилась из-за лени хозяина, — он вовремя не починил то, что требовало починки.
Так же обстоит дело и с ленивым в Учении и заповедях. Лентяи любят отдыхать, и потому заповеди для них трудны, а изучение Торы тягостно их душам. И они бегут из дома учения туда, где могут отдыхать. И в синагоге они дремлют, как сказано «Лень наводит сон» (Мишлей 19; 15). Ибо по естеству человека лень наводит сон. А царь Шломо предостерег: «Немного поспать, немного подремать, немного полежать, сложив руки, — и придет, как путник, бедность твоя» (там же 6; 10).
Мало того, что ленивый не достигнет знания Торы, поскольку не занимается ею как следует, — из-за лени своей он выдумывает ошибочные суждения. Ибо ленивый объявляет разрешенной свою лень, говоря: «Телу полезно отдыхать, дабы оно укрепилось. Ибо если у человека есть силы, он может многое сделать». Лентяй слушает пустые разговоры, говоря, что от этого он умнеет, — таким образом, лень приводит к тому, что он ищет доказательства того, что, отлынивая от учебы, он исполняет заповедь. Это верно, что полезно отдыхать, чтобы набраться сил или услышать нечто разумное и остроумное для подготовки к продолжению занятий. Но это сказано о таком человеке, который расторопно и как следует занимается Учением, ибо силы человека не силы камня, человек не железный, а кости его не из меди, — он не может постоянно быть в напряжении учебы, и потребно ему время от времени отдыхать и набираться сил. Но, соглашаясь с этой мыслью, лентяй стремится к ней настолько, что совсем не учится. И к каждой заповеди, исполнение которой требует усилий, он найдет объяснение, согласно своей лени, почему не следует исполнять эту заповедь. Кратко говоря, все свои суждения лентяй направляет по своей лени. Лентяй труслив, он не пойдет в изгнание в место Учения. И о нем царь Шломо сказал семь вещей. Каким образом? Говорят лентяю: «Твой учитель в /соседнем/ городе — иди поучись у него!» А он отвечает: «Я боюсь льва на пути!» — как сказано: «Сказал ленивец: “Лев на пути!”» (Мишлей 26; 13). Говорят ему: «Твой учитель в /этом/ городе — вставай и иди к нему!» А он отвечает: «Как бы не было льва на улицах! Боюсь я!» — как сказано: «Лев на улицах!» (там же). Говорят ему: «Вот он живет возле твоего дома!» А он отвечает: «А лев снаружи!» — как сказано: «Сказал ленивец: “Лев снаружи, на улицах, убьют меня”» (там же 22; 13). Говорят ему: «Вот он внутри дома!» А он отвечает: «Если я пойду и найду запертую дверь, придется возвращаться!» Говорят ему: «Открыта дверь!», — но все же не встанет и не пойдет, как сказано: «Дверь поворачивается на оси, а лентяй на постели» (там же 26; 14). А когда он уж не знал, что ответить, сказал: «Пусть дверь открыта, а я хочу еще немного поспать», — как сказано: «Доколе, ленивец, будешь спать? Когда встанешь от сна своего?» (там же 6; 9). Встает — ставят перед ним еду, а он ленится поднести руку ко рту, как сказано: «Опустил ленивец руку свою в чашу, и ему тяжело донести ее до рта своего» (там же 26; 15). И что же седьмое? Сказано: «С зимы ленивый не пашет» (там же 20; 4). Сказал рабби Шимон бар-Йохай: «Это тот, кто с детства из-за лени не учил Тору, но желает учить ее в старости, и не может»; это — «будет просить во время жатвы, — и нет» (там же). Вот как Шломо порицал лентяя!
А Моше сказал нечто более того, как сказано: «А весьма близко к тебе слово сие: в устах твоих оно и в сердце твоем, чтобы исполнять его» (Дварим 30; 14). Значит, ты лишь выговори это устами своими! (Дварим Раба 8; 6). И нет большей лени, чем лениться выговаривать эти слова своими устами!
Взгляни, насколько ленивый далек от всех добрых качеств! Он вреден в роли посланника, как уксус вреден для зубов. Как сказано: «Как уксус для зубов и дым для глаз, так ленивец для посылающих его» (Мишлей 10; 26), и сказано: «Алчность ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать» (там же 21; 25), и сказано: «Ленивец в глазах своих мудрее семерых советников, отвечающих обдуманно» (там же 26; 16).
Объяснение этого стиха таково. Вот у царя много гонцов и посланцев, и все они, исполняя приказ царя, отправились и принесли ему нужные сведения. А один — лентяй, он обманывает, говоря: «Я болен!» И отдыхает, и ест с царского стола. А видя, что его товарищи устали с дороги, считает себя умнее их всех. Это глупость, как написано: «Видел ли ты человека, проворного в деле своем? Пред царями он будет стоять» (там же 22; 29). Так же и здесь: царь наградит разумных слуг, которые принесли нужный ответ, лентяю же неважна эта награда. Кратко говоря, лентяй не годится ни для этого мира, ни для мира будущего, потому что руки его отказываются делать доброе.
И сказал мудрец: «Самый ленивый среди людей тот, кто ленится приобрести умных и страшащихся Всевышнего друзей; а еще более ленивый тот, у кого все это было, а он утратил».
Всевышний создал слабое создание, которое возделывает свое поле и трудится для своего пропитания. И дабы ленивый поумнел, следует научить его, — написано (там же 6; 6): «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на его поведение и сделайся мудрым». Пусть лентяй устыдится, видя, как усерден и осторожен в своих делах слабый муравей! И пусть поучится у муравья, как быть усердным, как избавиться от гнета лени и спасти себя от преисподней!
Но есть и весьма положительная лень. Например, полениться сделать зло или устремиться за страстями. Рассказывают о человеке, которого царь хотел послать в опасное место, а он не захотел туда идти. Царь устыдил его. А тот сказал царю: «Лучше, чтобы ты порицал меня живого, чем молился за меня мертвого». Подобное этому сказали мудрецы: «Есть усердный, получающий награду, и есть усердный, теряющий ее; есть ленивый, получающий награду, и есть ленивый, теряющий ее. Усердный, получающий награду, работает всю неделю, но перед субботой не работает. Усердный, теряющий награду, работает всю неделю, и перед субботой он тоже работает. Ленивый, получающий награду, всю неделю не работает, но и перед субботой не работает. Ленивый, теряющий награду, всю неделю не работает, а перед субботой работает» (Псахим 50б).
Взгляни же и убедись, что есть похвальное усердие и есть дурное усердие. Так же и о лени можно сказать: есть похвальная лень и есть лень дурная.
Подумай же и рассчитай, как делать доброе всеми частями своего тела и всеми своими движениями. Избери для каждой части своего тела немного легкости и немного тяжести, и все во имя Всевышнего. С легкостью пребывай с друзьями, которые собираются для Учения, заповедей и добрых дел, и затруднись быть с насмешниками и творящими зло. Пусть глаза твои обретут легкость, когда ты смотришь на закон и дела заповедей, и затруднись даже взглянуть на никчемные дела, на идолов и на женщин. Уши твои пусть легко открываются слушать наставления и назидания, и пусть уши твои не слышат ругательства и болтовню. Легко раздуй свой нос, гневаясь на злодеев, и не гневайся на праведников. Ртом и языком затруднись ссориться, лгать, насмешничать и злословить, но торопись учиться, с легкостью наставлять, назидать и приказывать о добром. Не поднимай руку на ближнего — пусть она отяжелеет, — но не сжимай руку — да будет она легкой, — когда даешь бедному, торопись давать милостыню и честно делать свое дело. Пусть тяжелы будут твои ноги ходить по путям злодеев, в трактиры и на праздные гуляния. Но легкими ногами беги в дом молитвы и в дом учения, ходи навещать больных, провожать умерших в последний путь и посещать дома скорбящих по умершему, исполнять все заповеди. Не отяжеляй сердце свое злыми мыслями, завистью и ненавистью, — но размышляй об Учении, легко достигай степеней любви ко Всевышнему и чистого страха пред Ним. Так ты станешь легким и расторопным в сердце своем, устремишься к высшему свету.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Вторая часть Пятикнижия содержит немалое количество чудес. Голос Всевышнего раздается из несгорающего куста, Моше грозит египтянам казнями, и вода Нила превращается в кровь...