Из цикла «Трактат Бикурим», темы: Мишна, Комментарий Кеати, Трактат Бикурим
(א) אַנְדְּרוֹגִינוֹס יֶשׁ בּוֹ דְרָכִים שָׁוֶה לָאֲנָשִׁים, וְיֶשׁ בּוֹ דְרָכִים שָׁוֶה לַנָּשִׁים, וְיֶשׁ בּוֹ דְרָכִים שָׁוֶה לָאֲנָשִׁים וְנָשִׁים וְיֵשׁ בּוֹ דְרָכִים אֵינוֹ שָׁוֶה לָאֲנָשִׁים וְנָשִׁים:
АНДРОГИНОС: В НЕКОТОРЫХ ОТНОШЕНИЯХ ОН ПОДОБЕН МУЖЧИНАМ, А В НЕКОТОРЫХ ОТНОШЕНИЯХ ОН ПОДОБЕН ЖЕНЩИНАМ; В НЕКОТОРЫХ ОТНОШЕНИЯХ ОН ПОДОБЕН И МУЖЧИНАМ, И ЖЕНЩИНАМ, А В НЕКОТОРЫХ ОТНОШЕНИЯХ ОН ОТЛИЧАЕТСЯ И ОТ МУЖЧИН, И ОТ ЖЕНЩИН.
ОБЪЯСНЕНИЕ МИШНЫ ПЕРВОЙ
Мы уже говорили в Введении к этому трактату Мишны, что эта глава в своей основе заимствована из Тосефты («Бикурим» 2:3-7) и, по мнению многих комментаторов, частью Мишны не является Так, она вообще отсутствует в Талмуде Йерушалми, и поэтому такие великие комментаторы Мишны, как Рамбам, Бартанура и автор «Тосфот Йомтов», игнорировали ее Однако во многих рукописных экземплярах Мишны к трактату «Бикурим» прибавлена глава четвертая — причем есть несколько вариантов ее текста (в виленском издании Мишны «Вдовы и братьев Ромм» даются четыре версии. Гемары, Рашаша, р. Менахема-Азарии из Пано и Виленского гаона) Поскольку эта глава включена в распорядок ежедневного изучения Мишны, мы сочли нужным привести ее здесь, выбрав версию Виленского гаона.
АНДРОГИНОС — человек, обладающий и мужскими, и женскими половыми признаками: В НЕКОТОРЫХ ОТНОШЕНИЯХ ОН ПОДОБЕН МУЖЧИНАМ — в отношении некоторых законов Торы он рассматривается как мужчина, А В НЕКОТОРЫХ ОТНОШЕНИЯХ ОН ПОДОБЕН ЖЕНЩИНАМ — а в отношении других законов Торы он рассматривается как женщина; В НЕКОТОРЫХ ОТНОШЕНИЯХ ОН ПОДОБЕН И МУЖЧИНАМ, И ЖЕНЩИНАМ — к нему относятся те законы Торы, которые относятся и к мужчинам, и к женщинам, А В НЕКОТОРЫХ ОТНОШЕНИЯХ ОН НЕ ПОДОБЕН НИ МУЖЧИНАМ, НИ ЖЕНЩИНАМ — поскольку одинаково сомнительны и его принадлежность к мужчинам, и его принадлежность к женщинам.
(ב) כֵּיצַד שָׁוֶה לָאֲנָשִׁים, מְטַמֵּא בְלֹבֶן כָּאֲנָשִׁים. וּמִתְעַטֵּף, כָּאֲנָשִׁים. וְנוֹשֵׂא אֲבָל לֹא נִשָּׂא, כָּאֲנָשִׁים, וְאִמוֹ יוֹשֶׁבֶת עָלָיו בְּדַם טֹהַר, כָּאֲנָשִׁים. וְאֵינוֹ מִתְיַחֵד עִם הַנָּשִׁים, כָּאֲנָשִׁים. וְאֵינוֹ נִזּוֹן עִם הַבָּנוֹת, כָּאֲנָשִׁים. וְעוֹבֵר עַל בַּל תַּקִּיף וּבַל תַּשְׁחִית וּבַל תִּטָּמֵא לְמֵתִיּם, כָּאֲנָשִׁים. וְחַיָּב בְּכָל הַמִּצְוֹת הָאֲמוּרוֹת בַּתּוֹרָה, כָּאֲנָשִׁים:
В ЧЕМ ОН ПОДОБЕН МУЖЧИНАМ? ДЕЛАЕТСЯ ИСТОЧНИКОМ НЕЧИСТОТЫ из-за БЕЛОГО выделения ПОДОБНО МУЖЧИНАМ; ОДЕВАЕТСЯ ПОДОБНО МУЖЧИНАМ; ЖЕНИТСЯ — НО НЕ ВЫХОДИТ ЗАМУЖ — ПОДОБНО МУЖЧИНАМ; после его рождения МАТЬ ЕГО ВЫЖИДАЕТ столько же дней ЧИСТЫХ КРОВЯНЫХ ВЫДЕЛЕНИЙ, КАК после рождения МАЛЬЧИКА; ПОДОБНО МУЖЧИНАМ ОН НЕ ДОЛЖЕН УЕДИНЯТЬСЯ С ЖЕНЩИНАМИ; ОН НЕ ПОЛУЧАЕТ НА ПРОПИТАНИЕ ВМЕСТЕ С СЕСТРАМИ КАК МУЖЧИНЫ; НЕ ИМЕЕТ ПРАВА СОСТРИГАТЬ ВОЛОСЫ С ВИСКОВ, БРИТЬ БОРОДУ БРИТВОЙ И ОСКВЕРНЯТЬСЯ ТРУПНОЙ НЕЧИСТОТОЙ ПОДОБНО МУЖЧИНАМ И КАК МУЖЧИНЫ ОБЯЗАН СОБЛЮДАТЬ ВСЕ ЗАПОВЕДИ, СКАЗАННЫЕ В ТОРЕ.
ОБЪЯСНЕНИЕ МИШНЫ ВТОРОЙ
В ЧЕМ ОН — андрогинос — ПОДОБЕН МУЖЧИНАМ? Он ДЕЛАЕТСЯ ИСТОЧНИКОМ НЕЧИСТОТЫ из-за БЕЛОГО ВЫДЕЛЕНИЯ ПОДОБНО МУЖЧИНАМ. Если у мужчины из полового органа происходит выделение белого вещества, напоминающего сок ячменного теста или белок неоплодотворенного куриного яйца (из которого не выводится цыпленок — см. Раши в Хулин 64б), он становится источником ритуальной нечистоты очень высокой степени. Однако если у женщины происходит аналогичное выделение белого цвета, она не становится ритуально нечистой.
ОДЕВАЕТСЯ ПОДОБНО МУЖЧИНАМ — андрогинос обязан соблюдать заповедь Торы, запрещающую мужчинам одеваться в женскую одежду (см. Дварим 22:5).
ЖЕНИТСЯ — НО НЕ ВЫХОДИТ ЗАМУЖ — ПОДОБНО МУЖЧИНАМ, и сожительство с ним рассматривается как гомосексуализм (Йевамот 8:6).
После его рождения МАТЬ ЕГО ВЫЖИДАЕТ столько же дней ЧИСТЫХ КРОВЯНЫХ ВЫДЕЛЕНИЙ, КАК после рождения МАЛЬЧИКА. Сказано в Торе (Ваикра 12:2-5): «Если женщина станет беременна и родит мальчика — будет она нечиста семь дней… И — пока идет ее чистая кровь — тридцать три дня должна выждать она… А если родит девочку — будет нечиста две недели… И — пока идет ее чистая кровь — шестьдесят шесть дней должна выждать она». Андрогинос приравнивается к мужчине в том отношении, что, родив его, женщина остается чистой 40 дней (кроме дней нечистоты непосредственно после родов) несмотря на продолжающиеся кровяные выделения, а затем (через 40 дней после рождения мальчика) выделение крови делает ее ритуально нечистой.
ПОДОБНО МУЖЧИНАМ ОН НЕ ДОЛЖЕН УЕДИНЯТЬСЯ С ЖЕНЩИНАМИ, не являющимися его ближайшими родственницами (см. Кидушин 4:12).
ОН НЕ ПОЛУЧАЕТ НА ПРОПИТАНИЕ ВМЕСТЕ С СЕСТРАМИ КАК МУЖЧИНЫ. В случае смерти отца его состояние наследуется его сыновьями, которые обязаны обеспечивать пропитание своих незамужних сестер (см. тр. «Ктубот» 4:11). Однако в случае, если оставленное отцом состояние недостаточно для того, чтобы им могли воспользоваться и сыновья, и дочери, последние одни получают пропитание из имущества, оставленного отцом, а сыновья обязаны сами добывать себе средства к существованию — вплоть до собирания пожертвований (см. тр. «Бава батра» 9:1). Наша мишна говорит, что если наследство мало, а среди детей покойного есть андрогинос, он не получает на пропитание вместе с дочерьми — так они говорят ему: «Докажи, что ты женщина — или считайся сыном», а сыновья в этом случае не получают никакого наследства, как сказано выше. (В тр. «Бава батра» 9:2 это сказано о тумтуме — но у него с андрогиносом одинаковый статус).
НЕ ИМЕЕТ ПРАВА СОСТРИГАТЬ ВОЛОСЫ С ВИСКОВ — как сказано в Торе (Ваикра 19:27), БРИТЬ БОРОДУ БРИТВОЙ — как сказано там же, а если андрогинос коген, то он не имеет права также И ОСКВЕРНЯТЬСЯ ТРУПНОЙ НЕЧИСТОТОЙ, если умерший — не его ближайший родственник (см. Ваикра 21:1), ПОДОБНО МУЖЧИНАМ — потому что к женщинам эти Заповеди Торы отношения не имеют (как разъясняется в тр. «Кидушин» 1:7).
И КАК МУЖЧИНЫ, андрогинос ОБЯЗАН СОБЛЮДАТЬ ВСЕ ЗАПОВЕДИ, СКАЗАННЫЕ В ТОРЕ — в том числе и те, исполнение которых связано с определенным временем, от чего женщины освобождены.
(ג) כֵּיצַד שָׁוֶה לַנָּשִׁים,מְטַמֵּא בְאֹדֶם, כַּנָּשִׁים. וְאֵינוֹ מִתְיַחֵד עִם הָאֲנָשִׁים, כַּנָשִׁים. וְאֵינוֹ זָקוּק לְיִבּוּם, כַּנָּשִׁים. וְאֵינוֹ חוֹלֵק עִם הַבָּנִים, כַּנָּשִׁים. וְאֵין אוֹכֶל בְּקָדְשֵׁי הַמִּקְדָשׁ, כַּנָשִׁים. וְאִמּוֹ יוֹשֶׁבֶת עָלָיו בְּדַם טָמֵא, כַּנָּשִׁים. וּפָסוּל מִן הָעֵדוּת, כַּנָּשִׁים. וְאִם נִבְעַל בָּעֲבֵרָה נִפְסַל מִן הַתְּרוּמָה, כַּנָּשִׁים:
В ЧЕМ ОН ПОДОБЕН ЖЕНЩИНАМ? Он ОСКВЕРНЯЕТ КРАСНЫМ выделением ПОДОБНО ЖЕНЩИНАМ, НЕ УЕДИНЯЕТСЯ С МУЖЧИНАМИ ПОДОБНО ЖЕНЩИНАМ, НЕ ОБЯЗЫВАЕТСЯ СОВЕРШИТЬ ИБУМ ПОДОБНО ЖЕНЩИНАМ, КАК ЖЕНЩИНЫ ОН НЕ ПОЛУЧАЕТ НАСЛЕДСТВА ВМЕСТЕ С БРАТЬЯМИ И НЕ ЕСТ ХРАМОВЫХ СВЯТЫНЬ, после его рождения МАТЬ ЕГО ВЫЖИДАЕТ столько же ДНЕЙ НЕЧИСТЫХ КРОВЯНЫХ ВЫДЕЛЕНИЙ, КАК после рождения ДЕВОЧКИ, ПОДОБНО ЖЕНЩИНАМ ОН НЕ ИМЕЕТ ПРАВА БЫТЬ СВИДЕТЕЛЕМ И ЕСЛИ ОТДАЛСЯ кому-нибудь, НАРУШИВ закон Торы, ТЕРЯЕТ ПРАВО НА ТРУМУ ПОДОБНО ЖЕНЩИНАМ.
ОБЪЯСНЕНИЕ МИШНЫ ТРЕТЬЕЙ
В ЧЕМ ОН — андрогинос — ПОДОБЕН ЖЕНЩИНАМ?
Он ОСКВЕРНЯЕТ КРАСНЫМ выделением ПОДОБНО ЖЕНЩИНАМ. Если у женщины из полового органа происходит выделение красного цвета, она становится источником нечистоты высокой степени (см. Ваикра 15:19).
НЕ УЕДИНЯЕТСЯ С МУЖЧИНАМИ ПОДОБНО ЖЕНЩИНАМ — андрогиносу запрещено уединяться с мужчинами, не являющимися его ближайшими родственниками.
НЕ ОБЯЗЫВАЕТСЯ бейт-дином СОВЕРШИТЬ ИБУМ ПОДОБНО ЖЕНЩИНАМ — если единственный брат его умер бездетным, андрогинос не женится на вдове умершего (как предписывает заповедь ибум) и не совершает церемонию халица — так что вдова свободна выйти замуж за другого человека.
КАК ЖЕНЩИНЫ ОН НЕ ПОЛУЧАЕТ НАСЛЕДСТВА ВМЕСТЕ С БРАТЬЯМИ. В случае, если наследство достаточно велико и для того, чтобы сыновья получили свою долю, и для пропитания незамужних дочерей (ср. с предыдущей мишной), андрогинос не получает ничего — так как братья говорят ему: «Докажи, что ты мужчина — или считайся мужчиной». (В тр. «Бава батра» 9:2 это сказано о тумтуме, у которого одинаковый статус с андрогиносом\ см. там же «Тосфот Йомтов».) Тем не менее, в этом случае — если наследство достаточно велико — он получает средства к существованию вместе с сестрами.
И НЕ ЕСТ ХРАМОВЫХ СВЯТЫНЬ если он коген — подобно женщинам, которые не получают доли храмовых приношений высокой святости (см. Ваикра 6:11, 6:22, 6:6).
После его рождения МАТЬ ЕГО ВЫЖИДАЕТ столько же дней НЕЧИСТЫХ КРОВЯНЫХ ВЫДЕЛЕНИЙ, КАК после рождения ДЕВОЧКИ — то есть две недели (см. предыдущую мишну).
ПОДОБНО ЖЕНЩИНАМ ОН НЕ ИМЕЕТ ПРАВА БЫТЬ СВИДЕТЕЛЕМ — так как Тора не позволяет женщинам выступать на суде в качестве свидетеля. Андрогинос в этом отношении приравнивается к женщине, поскольку есть сомнение в его поле, а к даче свидетельских показаний на суде допускается только тот, в пригодности которого нет никаких сомнений. Дело в том, что в результате свидетельских показаний бейт-дин присуждает к уплате денег или к наказанию виновного, а согласно закону Торы никто не может быть обязан заплатить деньги или подвергнуться наказанию, если в деле есть сомнение (Рамбам, Законы о свидетельстве 9:2-3), и поэтому андрогинос не допускается к даче свидетельских показаний.
И ЕСЛИ ОТДАЛСЯ кому-нибудь, НАРУШИВ закон Торы — если он коген и вступил в половую связь с кем-то из своих родственников или с когеном, потерявшим право на священнослужение, он ТЕРЯЕТ ПРАВО НА ТРУМУ ПОДОБНО ЖЕНЩИНАМ — если андрогинос коген, он теряет право есть труму точно так же, как его потеряла бы женщина на его месте.
(ד) כֵּיצַד שָׁוֶה לָאֲנָשִׁים וְנָשִׁים, חַיָּבִים עַל מַכָּתוֹ וְקִלְלָתוֹ, כָּאֲנָשִׁים וְנָשִׁים. וְהַהוֹרְגוֹ שׁוֹגֵג גּוֹלֶה וּמֵזִיד נֶהֱרַג, כָּאֲנָשִׁים וְנָשִׁים. וְאִמּוֹ מְבִיאָה עָלָיו קָרְבָּן, כָּאֲנָשִׁים וְנָשִׁים. וְאוֹכֵל בְּקָדְשֵׁי הַגְּבוּל, כָּאֲנָשִׁים וְכַנָשִׁים. וְנוֹחֵל לְכָל הַנַּחֲלוֹת, כָּאֲנָשִׁים וְכַנָּשִׁים:
В ЧЕМ ОН ПОДОБЕН И МУЖЧИНАМ, И ЖЕНЩИНАМ? УДАРИВШИЙ ИЛИ ПРОКЛЯВШИЙ ЕГО ПОДЛЕЖИТ НАКАЗАНИЮ КАК ударивший или проклявший МУЖЧИНУ ИЛИ ЖЕНЩИНУ; УБИВШИЙ ЕГО НЕЧАЯННО ССЫЛАЕТСЯ, А убивший его УМЫШЛЕННО НАКАЗЫВАЕТСЯ СМЕРТЬЮ КАК убийца МУЖЧИНЫ ИЛИ ЖЕНЩИНЫ; МАТЬ ЕГО ПРИНОСИТ ЗА НЕГО ЖЕРТВУ после рождения КАК МАЛЬЧИКА, ТАК И ДЕВОЧКИ; ОН ЕСТ СВЯТЫНИ СТРАНЫ ИЗРАИЛЯ КАК МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ И ПОЛУЧАЕТ НАСЛЕДСТВО ПОДОБНО МУЖЧИНАМ И ЖЕНЩИНАМ.
ОБЪЯСНЕНИЕ МИШНЫ ЧЕТВЕРТОЙ
В ЧЕМ ОН — то есть андрогинос — ПОДОБЕН МУЖЧИНАМ, И ЖЕНЩИНАМ?
УДАРИВШИЙ ИЛИ ПРОКЛЯВШИЙ ЕГО ПОДЛЕЖИТ НАКАЗАНИЮ точно так же, КАК ударивший или проклявший МУЖЧИНУ ИЛИ ЖЕНЩИНУ.
УБИВШИЙ ЕГО НЕЧАЯННО ССЫЛАЕТСЯ в город-убежище, А убивший его УМЫШЛЕННО по злому умыслу — НАКАЗЫВАЕТСЯ СМЕРТЬЮ по приговору суда в точно так же, КАК убийца МУЖЧИНЫ ИЛИ ЖЕНЩИНЫ, которые находятся в равном положении в отношении этих законов.
МАТЬ ЕГО ПРИНОСИТ ЗА НЕГО ЖЕРТВУ после рождения КАК МАЛЬЧИКА, ТАК И ДЕВОЧКИ. Сказано в Торе (Ваикра 12:6): «А по исполнению срока ее очищения [после рождения] МАЛЬЧИКА ИЛИ ДЕВОЧКИ принесет она ягненка, не достигшего года, для всесожжения и голубя для искупительной жертвы». Женщина, родившая андргиноса, ритуально нечиста две недели как после рождения девочки (как сказано в предыдущей мишне), затем выжидает двадцать шесть чистых дней для восполнения 40 дней после рождения ребенка как после рождения мальчика, а спустя 80 дней после его рождения (как после рождения девочки — ведь есть сомнение, что андрогинос женщина ) приносит жертву, о которой говорит Тора, как все роженицы.
ОН ЕСТ СВЯТЫНИ СТРАНЫ ИЗРАИЛЯ КАК МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ — если андрогинос коген, он имеет право есть святыни Страны Израиля вроде тру мы, трумы маасера и халы.
И ПОЛУЧАЕТ НАСЛЕДСТВО ПОДОБНО МУЖЧИНАМ И ЖЕНЩИНАМ. В случае, если андрогинос — единственный наследник, он получает все наследство (см. тр. «Бава батра» 9:2 — статус тумтума и андрогиноса одинаков). Наша мишна призвана подчеркнуть, что в этом случае не говорят: андрогинос — совершенно особое существо, и потому, якобы, наследства он не получает.
(ה) כֵּיצַד אֵינוֹ שָׁוֶה לָאֲנָשִׁים וְנָשִׁים, אֵן שׂוֹרְפִין תְּרוּמָה עַל טֻּמְאַת זִיבָתוֹ, וְאֵין חַיָּבִין עָלָיו עַל בִּיאַת מִקְדָּשׁ, לֹא כָאֲנָשִׁים וְנָשִׁים. וְאֵין נִמְכָּר בְּעֶבֶד עִבְרִי, לֹא כָאֲנָשִׁים וְלֹא כַנָשִׁים. וְאֵינוֹ נֶעֱרַךְ לֹא כָּאֲנָשִׁים וְלֹא כַּנָּשִׁים וְאִם אָמַר, הֲרֵינִי נָזִיר שֶׁזֶּה לֹא אִישׁ וְלֹא אִשָּׁה, נָזִיר. רַבִּי יוֹסֵי אוֹמֵר, אַנְדְּרוֹגִינוֹס בְּרִיָּה בִפְנֵי עַצְמָהּ הוּא, וְלֹא יָכְלוּ חֲכָמִים לְהַכְרִיעַ עָלָיו אִם הוּא אִישׁ אוֹ אִשָּׁה. אֲבָל טוּמְטוּם אֵינוֹ כֵן, פְּעָמִים שֶׁהוּא אִישׁ, פְּעָמִים שֶׁהוּא אִשָּׁה:
В ЧЕМ ОН ОТЛИЧАЕТСЯ И ОТ МУЖЧИН, И ОТ ЖЕНЩИН? НЕ СЖИГАЮТ ТРУМУ, ОСКВЕРНЕННУЮ ИМ во время ИСТЕЧЕНИЯ, И НЕ ПОДЛЕЖИТ ОН НАКАЗАНИЮ ЗА ПРИХОД В ХРАМ — НИ КАК МУЖЧИНЫ, НИ КАК ЖЕНЩИНЫ; ОН НЕ ПРОДАЕТСЯ В РАБСТВО НИ КАК МУЖЧИНЫ, НИ КАК ЖЕНЩИНЫ; ОН НЕ ОЦЕНИВАЕТСЯ НИ КАК МУЖЧИНЫ, НИ КАК ЖЕНЩИНЫ, А ЕСЛИ кто-нибудь СКАЗАЛ: «БУДЬ Я НАЗИР — ЕСЛИ ЭТО НИ МУЖЧИНА, НИ ЖЕНЩИНА» — он НАЗИР. РАБИ ЙОСЕ ГОВОРИТ: АНДРОГИНОС — ОСОБОЕ СУЩЕСТВО, И НЕ СМОГЛИ МУДРЕЦЫ РЕШИТЬ, КТО ОН — МУЖЧИНА ИЛИ ЖЕНЩИНА. НО НЕ ТАКОВ ТУМТУМ: ИНОГДА ОН МУЖЧИНА, ИНОГДА — ЖЕНЩИНА.
ОБЪЯСНЕНИЕ МИШНЫ ПЯТОЙ
В ЧЕМ ОН — то есть андрогинос — ОТЛИЧАЕТСЯ И ОТ МУЖЧИН, И ОТ ЖЕНЩИН?
НЕ СЖИГАЮТ ТРУМУ, ОСКВЕРНЕННУЮ ИМ во время ИСТЕЧЕНИЯ. Безразлично, было ли выделение из полового органа андрогиноса белого цвета или красного, если он прикоснулся в это время к труме, она не сжигается — как оскверненная трума, — потому что ритуальная нечистота андрогиноса находится под сомнением. Однако если у него одновременно произошли и белое, и красное выделения, и он прикоснулся к труме, она сжигается — так как в этом случае андргинос безусловно нечист (Нида 28а). И НЕ ПОДЛЕЖИТ ОН НАКАЗАНИЮ ЗА ПРИХОД В ХРАМ — НИ КАК МУЖЧИНЫ, НИ КАК ЖЕНЩИНЫ. Даже в том случае, если у него одновременно произошли и белое, и красное истечение и он пришел в Храм, он не подлежит духовному наказанию карет за это. В Торе сказано об обязанности удаления ритуально нечистых людей за пределы Храма (Бемидбар 5:3): «И мужчину, и женщину вышлите» — то есть достоверных мужчин и женщин, андрогинос же — то ли мужчина, то ли женщина.
ОН НЕ ПРОДАЕТСЯ В РАБСТВО НИ КАК МУЖЧИНЫ, о которых сказано в Торе (Шмот 22:2): «…Будет продан за кражу, [совершенную] им» (то есть, если у вора нечем возместить нанесенный убыток, то бейт-дин продает его в рабство), и Устная Тора выводит отсюда, что только мужчина продается в рабство за кражу, но не женщина. Также и андрогинос — поскольку возможно, что он женщина, — не продается в рабство за кражу. НИ КАК ЖЕНЩИНЫ — то есть как несовершеннолетние девочки, которых отец имеет право продать в рабство (Шмот 21:7). Однако сына отец не может продать: и потому андрогинос также не продается в рабство отцом — поскольку возможно, что он мужчина.
ОН НЕ ОЦЕНИВАЕТСЯ НИ КАК МУЖЧИНЫ, НИ КАК ЖЕНЩИНЫ. В Торе сказано (Ваикра 27:3-7): «И будет оценка твоя МУЖЧИНЫ от двадцати до шестидесяти лет… пятьдесят серебряных шекелей… А если это ЖЕНЩИНА, то будет оценка твоя тридцать шекелей. От пяти же лет до двадцати будет оценка твоя МУЖЧИНЫ — двадцать шекелей, А ЖЕНЩИНЫ — десять шекелей», и т.д. Отсюда следует, что все это относится только к полноценным мужчинам и женщинам, но не к андрогиносу, пол которого сомнителен.
А ЕСЛИ кто-нибудь СКАЗАЛ: «БУДЬ Я НАЗИР — ЕСЛИ ЭТО НИ МУЖЧИНА, НИ ЖЕНЩИНА», он НАЗИР — поскольку андрогинос не может считаться ни настоящим мужчиной, ни настоящей женщиной (см. Тосафот к: Йевамот 83 а).
РАБИ ЙОСЕ ГОВОРИТ: АНДРОГИНОС — ОСОБОЕ СУЩЕСТВО, И НЕ СМОГЛИ МУДРЕЦЫ РЕШИТЬ, КТО ОН — МУЖЧИНА ИЛИ ЖЕНЩИНА. Комментаторы говорят, что, по мнению раби Йосе, относительно андрогиноса есть три сомнения: то ли он мужчина, то ли он женщина, то ли он совершенно особое существо, а первый танай считает, что есть только два сомнения: что андрогинос — возможно, мужчина, возможно, женщина (Раш). Однако Тосафот считают (Йевамот 83а, Нида 28а), что раби Йосе вовсе не возражает первому танаю, а разъясняет его слова: что андрогинос — особое существо — то есть, не самостоятельное существо, но такое, относительно пола которого существует сомнение — мужчина это или женщина, потому что мудрецы так и не решили этот вопрос (и см. также другие объяснения).
НО НЕ ТАКОВ ТУМТУМ: ИНОГДА ОН МУЖЧИНА, ИНОГДА — ЖЕНЩИНА — то есть иногда тумтум оказывается мужчиной, иногда — женщиной.
В Тосефте дается иной вариант: НО НЕ ТАКОВ ТУМТУМ: ОН ИЛИ МУЖЧИНА, ИЛИ ЖЕНЩИНА — НО ВСЕГДА ПОД СОМНЕНИЕМ. То есть: тумтум — или настоящий мужчина, или настоящая женщина, но это не известно точно, однако в принципе есть возможность того, что это выяснится. В отличие от этого сомнение относительно пола андрогиноса — вечно, поскольку мудрецы так и не решили, кто он такой — мужчина или женщина (Тосафот). И согласно точке зрения Раша, приведенной выше, смысл всего этого в том, что относительно тумтума нет сомнения в том, что он — не особое существо: он или настоящий мужчина, или настоящая женщина.
ЗАВЕРШЕН ТРАКТАТ «БИКУРИМ»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»