Из цикла «Даат тфила», темы: Самопожертвование, Жертвоприношение Ицхака, Ицхак, Еврейская молитва, Жертвоприношения, Минха, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
Суть Ицхака — цельная жертва. Его реальность аннулирована по отношению к Всевышнему. «Не заноси руку твою над юношей» — вернулась его душа в тело. И он развязал его, тот встал на ноги, и понял Ицхак, что такое «воскрешение мертвых» (Пиркей дераби Элиэзер). Так Ицхак стал цельной жертвой, из его имени можно составить слова кец-хай, конец жизни. С одной стороны, его пепел как будто бы собран на жертвеннике, с другой — он продолжает жить и производить потомство. Это и есть ультимативное существование под качеством Суда. Бытие без бытия. Духовное существование без материального.
«И вспомню Я Свой завет с Яаковом, и также Свой завет с Ицхаком, и также Свой завет с Авраамом вспомню» (Ваикра 26). Не сказано «вспомню» по отношению к Ицхаку, поскольку его пепел собран на жертвеннике (Раши). В духовных системах нет забывания. Забывание — порождение тела, забвение связано со смертью. Существование Ицхака, прежде всего, духовно, а не телесно, и по отношению к нему нет забвения. «Ицхак с Всевышним совершенно», а забывание может относиться только к тому, кто ушел и скрылся с глаз. Когда есть ви́дение, нет забывания.
Запрещено человеку наполнять свои уста смехом в этом мире, как сказано: «Тогда наполнит смех наши уста» (Брахот 31). Но когда родился Ицхак — «мир наполнился смехом» (Раши). Сущность Ицхака — Грядущий мир, существующий в мире материальном. Поэтому для него есть «наполнение смехом» даже в этом мире.
Но есть и еще один аспект смеха — вторая сторона медали со стороны качества Суда. «В будущем принесет Всевышний свиток Торы и скажет: Тот, кто занимался этим, пусть придет и возьмет свою награду. Сразу же приходят идолопоклонники… и выходят с глубоким разочарованием… сказали перед Ним: Властелин мира, дай нам ее изначально и мы исполним все в ней. Сказал им Всевышний: Глупцы, тот, кто трудился в канун субботы, будет есть в субботу, а тот, кто не трудился в канун субботы, — что он будет есть?! Однако, есть у Меня легкая заповедь, она называется сукка (шалаш). Пойдите и исполните ее. Сразу же каждый идет и строит шалаш на своей крыше. А Всевышний зажигает над ними солнце, как в августе, и каждый пинает свой шалаш и выходит. Всевышний сидит и смеется над ними, как сказано: “Восседающий на небесах посмеется”. Сказал раби Ицхак: Нет смеха перед Всевышним, за исключением этого лишь дня» (Авода зара 2-3).
Этот смех относится к концу дней, к окончательному расчету качества Суда. Конец всех подсчетов Шести тысяч лет существования материального мира — «смех Ицхака». Поэтому имя Ицхак означает «посмеется» — в будущем времени.
Как уже объяснялось относительно качества Авраама, поскольку он хотел совершенствоваться именно в качестве Хесед, то и его молитва относилась к этой теме: просьба о Милости в ее максимальной мере. Подобно этому, молитва Ицхака требует Суда. Ицхак потребовал страданий. Его молитва — апогей страха перед Всевышним: самопожертвование, жертвоприношение.
«Ицхак удостоился качества служения, ведь он принес себя в жертву на жертвеннике… Поэтому суть служения выражается в Ицхаке, который принес в жертву самого себя» (Маараль).
Этой готовностью принести себя в жертву Ицхак передал своему потомству суть служения через жертвоприношения, служения самопожертвования: «В час, когда Авраам связал своего сына Ицхака на жертвеннике, Всевышний установил двух овнов в постоянную жертву: одного утром и другого вечером. В час, когда евреи приносили постоянную жертву на жертвеннике и читают этот отрывок из Писания, Всевышний вспоминает жертвоприношение Ицхака» (Ваикра раба). «Подобно тому как приношения на жертвеннике называются служением, так и молитва называется служением» (Сифри).
В этом и заключается молитва Ицхака: принесение жертвы. Самопожертвование молящегося для Неба. Его форма — связывание, подобное связыванию Ицхака на жертвеннике: «Во время молитвы нужно представить себе в своем сердце, как будто руки и ноги молящегося связаны, то есть его желание не зависит от него самого. Смысл этого — показать отречение от собственной силы, как будто связаны его руки, и он вручает себя воле Того, Кого он умоляет» (Рабейну Бехае). «Сказал ему (Аврааму) Ицхак: Свяжи меня как следует» (Берешит раба). Здесь проявляется категорическое качество страха перед Б-гом: сокращение и замыкание тела в себя, до полного его аннулирования). Ицхак молится о том, чтобы его жертва не была ущербной.
Выяснилось (выше, в размышлении «Молитва — жизнь во времени»), что время Минхи — это время уменьшения и сокращения света. Начало власти тьмы. Творение и создания возвращаются к покою. Время проведения самоотчета и вручения себя суду Творца. Это час строгого Суда, именно в это время дня началось разрушение Храма. Легко понять, почему именно это время относится к молитве Ицхака.
Следует отметить: слово Минха означает подношение, жертву. Как написано в Псалмах (141): «Да будет молитва моя совершенна, как воскурение пред ликом Твоим, вознесение рук моих — как приношение вечернее». Несложно увидеть связь между молитвой Минха в таком понимании — и Ицхаком.
«Ицхак установил молитву Минха, которая произносится после полудня, и это — завершение мира». Смысл «завершения мира» здесь, насколько мы можем понять: все творение собирается, приближается и возвращается к своему корню. Оно передается в руки Творца. Все события и все их перипетии на протяжении Шести тысяч лет устремляются к своему покою (день покоя, который весь — суббота). Творение передается Великому суду Творца, дает отчет за свои деяния. Мировые процессы приходят к своему окончанию.
Такова, в малом масштабе, суть времени ежедневной Минхи. Время молитвы Ицхака.
Маараль так определяет смысл высказывания Талмуда, что молитвы установлены в соответствии с постоянными жертвами: «Приближение к Всевышнему происходит вследствие того, что творение возвращается к своей Первопричине. Это и есть полное приближение мира к Всевышнему. И потому молитвы установили в соответствии с постоянными жертвами: ведь жертвоприношение символизирует, что сотворенный возвращается к своей Первопричине».
В этом заключается суть Минхи — молитвы-жертвы Ицхака.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»