Из цикла «Даат тфила», темы: Самопожертвование, Жертвоприношение Ицхака, Ицхак, Еврейская молитва, Жертвоприношения, Минха, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
Суть Ицхака — цельная жертва. Его реальность аннулирована по отношению к Всевышнему. «Не заноси руку твою над юношей» — вернулась его душа в тело. И он развязал его, тот встал на ноги, и понял Ицхак, что такое «воскрешение мертвых» (Пиркей дераби Элиэзер). Так Ицхак стал цельной жертвой, из его имени можно составить слова кец-хай, конец жизни. С одной стороны, его пепел как будто бы собран на жертвеннике, с другой — он продолжает жить и производить потомство. Это и есть ультимативное существование под качеством Суда. Бытие без бытия. Духовное существование без материального.
«И вспомню Я Свой завет с Яаковом, и также Свой завет с Ицхаком, и также Свой завет с Авраамом вспомню» (Ваикра 26). Не сказано «вспомню» по отношению к Ицхаку, поскольку его пепел собран на жертвеннике (Раши). В духовных системах нет забывания. Забывание — порождение тела, забвение связано со смертью. Существование Ицхака, прежде всего, духовно, а не телесно, и по отношению к нему нет забвения. «Ицхак с Всевышним совершенно», а забывание может относиться только к тому, кто ушел и скрылся с глаз. Когда есть ви́дение, нет забывания.
Запрещено человеку наполнять свои уста смехом в этом мире, как сказано: «Тогда наполнит смех наши уста» (Брахот 31). Но когда родился Ицхак — «мир наполнился смехом» (Раши). Сущность Ицхака — Грядущий мир, существующий в мире материальном. Поэтому для него есть «наполнение смехом» даже в этом мире.
Но есть и еще один аспект смеха — вторая сторона медали со стороны качества Суда. «В будущем принесет Всевышний свиток Торы и скажет: Тот, кто занимался этим, пусть придет и возьмет свою награду. Сразу же приходят идолопоклонники… и выходят с глубоким разочарованием… сказали перед Ним: Властелин мира, дай нам ее изначально и мы исполним все в ней. Сказал им Всевышний: Глупцы, тот, кто трудился в канун субботы, будет есть в субботу, а тот, кто не трудился в канун субботы, — что он будет есть?! Однако, есть у Меня легкая заповедь, она называется сукка (шалаш). Пойдите и исполните ее. Сразу же каждый идет и строит шалаш на своей крыше. А Всевышний зажигает над ними солнце, как в августе, и каждый пинает свой шалаш и выходит. Всевышний сидит и смеется над ними, как сказано: “Восседающий на небесах посмеется”. Сказал раби Ицхак: Нет смеха перед Всевышним, за исключением этого лишь дня» (Авода зара 2-3).
Этот смех относится к концу дней, к окончательному расчету качества Суда. Конец всех подсчетов Шести тысяч лет существования материального мира — «смех Ицхака». Поэтому имя Ицхак означает «посмеется» — в будущем времени.
Как уже объяснялось относительно качества Авраама, поскольку он хотел совершенствоваться именно в качестве Хесед, то и его молитва относилась к этой теме: просьба о Милости в ее максимальной мере. Подобно этому, молитва Ицхака требует Суда. Ицхак потребовал страданий. Его молитва — апогей страха перед Всевышним: самопожертвование, жертвоприношение.
«Ицхак удостоился качества служения, ведь он принес себя в жертву на жертвеннике… Поэтому суть служения выражается в Ицхаке, который принес в жертву самого себя» (Маараль).
Этой готовностью принести себя в жертву Ицхак передал своему потомству суть служения через жертвоприношения, служения самопожертвования: «В час, когда Авраам связал своего сына Ицхака на жертвеннике, Всевышний установил двух овнов в постоянную жертву: одного утром и другого вечером. В час, когда евреи приносили постоянную жертву на жертвеннике и читают этот отрывок из Писания, Всевышний вспоминает жертвоприношение Ицхака» (Ваикра раба). «Подобно тому как приношения на жертвеннике называются служением, так и молитва называется служением» (Сифри).
В этом и заключается молитва Ицхака: принесение жертвы. Самопожертвование молящегося для Неба. Его форма — связывание, подобное связыванию Ицхака на жертвеннике: «Во время молитвы нужно представить себе в своем сердце, как будто руки и ноги молящегося связаны, то есть его желание не зависит от него самого. Смысл этого — показать отречение от собственной силы, как будто связаны его руки, и он вручает себя воле Того, Кого он умоляет» (Рабейну Бехае). «Сказал ему (Аврааму) Ицхак: Свяжи меня как следует» (Берешит раба). Здесь проявляется категорическое качество страха перед Б-гом: сокращение и замыкание тела в себя, до полного его аннулирования). Ицхак молится о том, чтобы его жертва не была ущербной.
Выяснилось (выше, в размышлении «Молитва — жизнь во времени»), что время Минхи — это время уменьшения и сокращения света. Начало власти тьмы. Творение и создания возвращаются к покою. Время проведения самоотчета и вручения себя суду Творца. Это час строгого Суда, именно в это время дня началось разрушение Храма. Легко понять, почему именно это время относится к молитве Ицхака.
Следует отметить: слово Минха означает подношение, жертву. Как написано в Псалмах (141): «Да будет молитва моя совершенна, как воскурение пред ликом Твоим, вознесение рук моих — как приношение вечернее». Несложно увидеть связь между молитвой Минха в таком понимании — и Ицхаком.
«Ицхак установил молитву Минха, которая произносится после полудня, и это — завершение мира». Смысл «завершения мира» здесь, насколько мы можем понять: все творение собирается, приближается и возвращается к своему корню. Оно передается в руки Творца. Все события и все их перипетии на протяжении Шести тысяч лет устремляются к своему покою (день покоя, который весь — суббота). Творение передается Великому суду Творца, дает отчет за свои деяния. Мировые процессы приходят к своему окончанию.
Такова, в малом масштабе, суть времени ежедневной Минхи. Время молитвы Ицхака.
Маараль так определяет смысл высказывания Талмуда, что молитвы установлены в соответствии с постоянными жертвами: «Приближение к Всевышнему происходит вследствие того, что творение возвращается к своей Первопричине. Это и есть полное приближение мира к Всевышнему. И потому молитвы установили в соответствии с постоянными жертвами: ведь жертвоприношение символизирует, что сотворенный возвращается к своей Первопричине».
В этом заключается суть Минхи — молитвы-жертвы Ицхака.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»