Темы: Еврейский закон, Уважение, Почитание родителей, Рав Ицхак Яаков Фукс
Суть заповеди 1. Проявлять уважение к пожилым людям в возрасте от семидесяти лет и выше — заповедь из Торы, потому что «в долгих годах своих видел он и открыл некоторые из деяний Вс-вышнего и чудес Его, и потому заслуживает уважения».
Поэтому, любое пренебрежение по отношению к пожилым людям или унижение их достоинства абсолютно запрещено.
2. Если старец потерял память и забыл то, что когда-то учил, то следует не только остерегаться, чтобы не пристыдить его и не проявить к нему неуважения, но и более того — следует отнестись к нему с должным почтением, учитывая его преклонный возраст, потому что «и целые, и разбитые скрижали лежат в Ковчеге Завета».
3. Подобает человеку ходить к старым праведникам и праведницам, чтобы получить от них благословение, а также помогать им во всем, что им потребуется, поддерживать и радовать их. И многие великие мудрецы Торы обрели свое величие благодаря благословению старцев.
4. Если мужчина или женщина преклонного возраста впали, не дай Б-г, в кому, и нет у них никаких близких или родных, которые могли бы позаботиться о них, то обязан каждый, у кого есть такая возможность, приложить все усилия чтобы сохранить и продлить их жизнь, даже если это их состояние продолжается несколько лет.
5. Заповедью Торы «пред сединой вставать» подразумевается пожилой мужчина в возрасте от семидесяти лет и старше. Однако по мнению некоторых авторитетов, вставать требуется даже если ему исполнилось шестьдесят. Если же неизвестно, сколько точно старику лет, то надо устро-жить, как и в любом другом случае, когда есть сомнение в законе Торы. Двое старцев не обязаны вставать друг перед другом.
6. Относительно пожилой женщины семидесяти лет и старше, даже если она не отличается какой-то особенной мудростью, есть те, кто считает, что перед ней также требуется вставать, и что к ней относятся все те законы, которые мы описали выше.
7. Есть те, кто советует, чтобы по достижении семидесяти лет каждый пожилой человек изначально отказывался от своего почета, и говорил, что его не оскорбит, если перед ним не будут вставать, для того чтобы те, кто перед ним не встанет, не нарушили заповедь Торы.
8. Вставать перед старцем надо в полный рост, если только встающий не выучил больше Торы, чем старец. В этом случае достаточно лишь привстать в знак уважения.
9. Если старец зашел в помещение или в общественный транспорт, и там нет свободного места, тогда кроме обязанности вставать из уважения, требуется также уступить ему место. Однако есть те, кто считает, что это уступать место по умолчанию нужно только очень старым и слабым здоровьем людям, но, если у пожилого человека есть силы стоять, то нужно спросить его, не хочет ли он сесть, и уже тогда действовать по обстоятельствам.
10. Даже если старец не является мудрецом Торы, перед ним все равно следует вставать. Если же известно, что он злодей и грешник, перед ним вставать не надо, если только он не грешит по незнанию.
11. Молодой мудрец обязан вставать перед старцем, но не в полный рост, а только немного, в знак уважения. Но если он не мудрее старца, то обязан встать в полный рост. Некоторые считают, что, если старик известен своими добрыми делами, то даже если он не является мудрецом Торы, мудрец должен перед ним встать.
Примечание: больной, скорбящий или жених, а также слепой или тот, кто держит свиток Торы, не обязаны вставать перед пожилыми людьми.
12. Даже тот, кто читает «Шма» или слушает чтение Торы, все равно обязан встать из уважения к старцу. Потому что этим он исполняет заповедь Вс-вышнего, и в этом Слава Небес. «Потому что как сказал Он, так и стало, как повелел Он, так и сделалось». И тот, кто сидит и держит свиток Торы, несмотря на то, что по закону он не должен вставать, если старец является большим мудрецом Торы, но стоит все же оказать ему какой-либо знак уважения.
Тот, кто учит Тору, обязан вставать в полный рост.
Суть заповеди 1. Почитать отца и мать и трепетать перед ними повелительная заповедь из Торы. И это одна из заповедей часть награды за которую человек получает и в этом мире, но основная награда ожидает его в Мире Грядущем.
Почитание родителей — это одна из самых строгих заповедей Торы. Уважение к родителям приравнено к уважению по отношению к Б-гу. И поэтому следует как можно более внимательно относиться к вопросам почитания матери и отца, и к трепету перед ними.
2. Существует равная обязанность исполнять эту заповеди и по отношению к отцу, и по отношению к матери, и потому в любом месте, где в Торе упоминается отец, тот же закон распространяется и на мать, и наоборот. Так же и сын, и дочь равны в обязанности исполнить этот закон, кроме того случая, когда это входит в противоречие с обязанностью вышедшей замуж дочери уважать своего мужа, как будет разъяснено далее.
3. В случае, если сын или дочь не относятся с уважением к своим родителям, суд не может их в этом обязать. Но если они напрямую причиняют им моральный ущерб или оскорбляют их, суд обязан вмешаться и пресечь это.
4. Заповедь почитания родителей требуется исполнять в мыслях, словах и практических действиях. В мыслях — чтобы были родители в глазах человека важными и глубоко уважаемыми людьми, даже если остальные люди не считают их таковыми. Кроме того, речь здесь идет об обязанности думать о родителях хорошо. Как уважать родителей в словах и поступках будет разъяснено далее.
5. У этой заповеди нет какого-либо ограничения, и потому чем большие усердие и расторопность проявит человек при ее исполнении, тем лучше. Однако, в случае, когда сын или дочь уже занимаются исполнением другой заповеди, а родители просят что-то для них сделать, нужно сперва завершить уже исполняемую заповедь. То же самое правило действует в случае, если есть заповедь, которую необходимо исполнить как можно быстрее, и никто не может сделать это за них — сын или дочь обязаны исполнить такую заповедь прежде, чем желание родителей.
Заповедь уважения к родителям не требует произнесения особого благословения. И должны дети очень остерегаться, чтобы не напоминать родителям о том, что они для них делают или уже сделали.
6. Бить отца или мать — особо тяжкий грех. Особенно тяжел грех тех, кто наносит родителям какое-либо увечье или кровоточащую рану. Так же велик грех тех, кто проклинает родителей или пренебрегает, гнушается ими.
И даже если родители сами попросили сделать им что-либо из вышеперечисленного, в этом их нельзя слушать.
Примечание: о нанесении раны или увечья в медицинских целях будет разъяснено далее.
7. Если мать слышит, как сын или дочь оскорбляет отца, или отец слышит, как сын или дочь оскорбляет мать, они обязаны порицать детей за это, начиная с детского возраста, что бы те не привыкли пренебрегать родителями. И должно приучать детей к уважению и трепету перед родителями, ибо в заслугу этого приумножатся их дни.
8. Тому, кто совершил проступок перед родителями, недостаточно раскаяться перед Вс-вышним. Он также должен попросить прощения у отца и у матери.
И потому б-гобоязненные сын или дочь, которые задели каким-либо образом своих родителей, должны сразу попросить у них прощения, а также раскаяться перед Вс-вышним за свой грех и принять решение в будущем относиться к этой заповеди серьезнее.
9. Если человек, будучи еще ребенком, ударил отца или мать, тогда, несмотря на то, что он не считается совершившим грех, ему все же ему стоит принять на себя раскаяние и попросить у родителей прощения по достижении совершеннолетия.
Сын или дочь также должны раскаяться и попросить прощения, если в детстве оскорбляли своих родителей.
10. Уважение к родителям должно проявляться не только в действиях человека, но также и в мыслях, и в речи, как будет разъяснено далее. И потому все, что произносится и делается для родителей, должно говориться и исполняться с видимой радостью и желанием.
11. Разговаривать с родителями надо спокойно и с должным уважением, как будто человек стоит перед царем. Он должен считать, что говорит с важным и уважаемым человеком, даже если другие так не считают. Также нельзя перебивать родителей, пока они не договорили.
Не стоит говорить перед людьми в присутствии родителей, не спросив у них перед этим разрешения и не упомянув об их разрешении в своей речи.
12. Сын или дочь, когда они разговаривают с другими людьми в присутствии родителей, должны говорить спокойно и не повышать голоса, потому что тот, кто кричит или ругается на других в присутствии отца или матери —заставляют этим своих родителей испытывать стыд.
И то же самое относится к ругани между братьями и сестрами: им нельзя оскорблять, друг друга, особенно в присутствии родителей, потому что это их особенно огорчает.
13. Сын или дочь могут обращаться к родителям на «ты», и нет в этом пренебрежения, но если в том месте, где они находятся, есть традиция обращаться к родителям на «Вы», то нужно придерживаться этой традиции.
14. Нельзя детям просить родителей приготовить им еду или питье. И если мать спрашивает: «Что ты будешь есть?» или «Что ты будешь пить?», можно ответить: «Я буду есть то-то и то-то» или «Я буду пить это», но нельзя сказать: «Сделай мне…». Если мать или отец сами подают еду, можно ее принять, если только отец не мудрец Торы.
Так же, когда сын или дочь просят родителей что-либо постирать или починить, не скажут им: «Постирай мне» или «Почини мне», а должны сообщить, что одежда грязная или что что-то сломалось.
15. Нельзя сыну или дочери просить родителей подать им какую-либо вещь, которая лежит рядом с ними, даже если они заранее извинились. Так же нельзя посылать родителей за чем-либо, даже если в этом есть заповедь, потому что это считается дерзостью.
16. Если дети чем-то занимаются со своими родителями — например, играют или убирают дом — они могут попросить родителей подать им или протянуть им что-либо и сказать: «Вот, возьми это».
Если дети знают, что просьба о помощи вызовет у родителей радость, они могут попросить их с уважением: «Если тебе не сложно, пожалуйста…», но лишь тогда, когда их никто не видит.
17. Когда хотят попросить родителей посидеть с внуками, нельзя говорить: «Последите за детьми». Нужно сказать: «Мы идем сегодня туда-то и приведем к вам детей» или «Мы сегодня уходим в такое-то место. Не могли бы вы к нам прийти?».
18. Когда родители просят что-то для них сделать или даже просто стучатся в дверь, сын или дочь должны сказать: «Да-да!» или «Уже делаем!», и этим они сразу начинают исполнять заповедь почитания отца и матери.
19. Если сын или дочь, у которых есть просьба к кому-либо, знают, что этот человек согласится исполнить просьбу из уважения к их отцу или матери, то даже если есть возможность, что он выполнит просьбу и без этого, пусть скажут: «Сделай это из уважения к моим родителям», чтобы благодаря этому проявилось уважение к ним.
Во время молитвы, однако, нельзя просить у Вс-вышнего о чем-либо в заслугу родителей, даже если они великие люди.
20. Если человек видит, что его родители пребывают в горе или просто чем-то расстроены, он должен постараться их поддержать и утешить, сказав что-нибудь ободряющее и успокаивающее, чтобы им стало легче.
Также нельзя рассказывать родителям злые слухи или что-либо, что может их расстроить.
21. Ни в коем случае нельзя клясться жизнью отца или матери, и это тоже является частью заповеди уважения к родителям. Сын или дочь, поклявшиеся, что не будут почитать своих родителей, произнесли пустую клятву.
22. Если мать попросила о чем-то сына или дочь, а отец спросил: «Кто сказал вам это сделать?», и видно, что просьба эта рассердила отца, они не должны рассказывать, что это была просьба матери, несмотря на то, что отец теперь будет сердиться на них.
23. Сын или дочь, которые слышат, что их родители заблуждаются в законе или мнении, могут им сказать: «Папа, мама, мы учили так-то и так-то».
Также, в случае, когда родители просят перепроверить какие-либо их расчеты, и дети нашли в них ошибку, скажут им не «ты ошибся», а «есть ошибка».
24. Если мать или отец отчитывают детей за проступок, который те не совершали, то они не скажут им: «Это все неправда» или «Это не верно», а должны сообщить, что у них есть что сказать в свое оправдание, и только тогда расскажут им правду.
25. Тот, кто рассказывает злые сплетни про своих родителей, нарушает сразу несколько заповедей. Также, нельзя верить злым слухам про мать или отца. Если же они, услышав позорящие родителей речи, пошли и пересказали им, то этим они нарушают запрет распространения сплетен.
Если отец или мать рассказывают детям про кого-то, кто их обидел или задел, то если тем самым, что они их выслушают, смогут они удержать
родителей от рассказа об этом другим людям, то пусть слушают, но постараются не воспринимать их слова всерьез. Наоборот — они должны попытаться успокоить родителей и найти оправдание или объяснение той ситуации.
26. Заповедано сыну и дочери кормить, поить и одевать родителей, а также помогать им и заниматься их нуждами (например, делать закупки, убирать дом, проверять, всего ли им достаточно, оплачивать их счета).
К этому также относится обеспечение отопления зимой и достаточного охлаждения летом, а также если, не дай Б-г, они заболели, то забота о лекарствах или госпитализации.
Примечание: О том, кто обязан все это оплачивать, будет разъяснено далее.
27. Если родители просят их навестить или заняться их делами, в то время, когда их дети заняты собственной учебой или работой, дети не обязаны приезжать, если только у родителей нет в том срочной необходимости, но нет никого другого, кто мог бы им помочь.
28. Сын и дочь обязаны вставать перед родителями. По обычаю ашкеназских общин — один раз утром и один раз вечером, а по обычаю сефардов — каждый раз, когда родители входят в дом.
Если же родители не желают, чтобы перед ними вставали, то дети могут не вставать, и достаточно лишь немного привстать из уважения к ним. В присутствии же других людей, которые могут не знать о разрешении родителей, дети обязаны вставать.
29. Дети, которые не проживают постоянно в родительском доме, или вступили в брак и живут отдельно от родителей со своими семьями, должны время от времени навещать своих родителей. Насколько часто они должны это делать зависит от конкретной ситуации родителей, детей и их семей.
В любом случае, было бы правильным поддерживать постоянную связь с родителями посредством писем или телефонных звонков, как это обычно принято.
30. Если дети находятся в опасном месте или опасной ситуации, и родители о них беспокоятся, то у детей появляется особая обязанность под держивать связь с родителями и чаще сообщать им о том, что у них происходит.
Когда дети пишут родителям письма или говорят с ними по телефону, нужно излагать все ясно и внятно, а также стоит внести в речь или текст слова Торы.
31. Если сын или дочь пообещали родителям приехать, то это считается обетом, и они обязаны его выполнить. Поэтому стоит всегда добавлять слова «бли недер» («без обета»). Или, по крайней мере, сказать: «Если у меня получится» или «Если ничего не случится».
Из журнала «Мир Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»