Из цикла «Даат тфила», темы: Цель творения, Сотворение мира, РАМХАЛЬ, Суд, Еврейская молитва, Хесед, Связь с Творцом, Самосовершенствование, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Качества Творца
Выше объяснялось, что установление молитв праотцами является следствием того, что они являлись началом мира, архетипами. Мы также знаем, что каждый из них установил молитву в соответствии со своим качеством. Ясно, что эти качества также относятся к архетипам. Тем самым они соотносятся с праотцами и с молитвенным служением.
Об этом и пойдет речь в данной главе: архетипичность качеств Хесед, Дин и Рахамим.
«Второе знание относительно замысла [сотворения мира] в том, что Творец сотворил мир, чтобы воздать сотворенным совершенное благо» (Рамхаль). Так и сказано в стихе (Псалмы 89): «Мир милостью будет построен». В этом и есть цель и совершенство создания человека: сделать его достойным получить это совершенное благо. «…Наши Мудрецы учили нас, что человек создан только для того, чтобы наслаждаться Всевышним и блаженствовать в сиянии Его присутствия, ибо это — истинное наслаждение и величайшее удовольствие из всех, которые могут существовать» (Рамхаль, Месилат йешарим 1).
Таким образом, качество Хесед открывается нам в самом создании мира. Целью творения было воздать благо, а цель творения человека — быть получателем этого блага. Суть всех процессов, происходящих в творении, смысл этого мира и мира Грядущего — достижение этой цели.
Мы выяснили: качество Милости (Хесед) есть отец и начало всех остальных качеств управления, поскольку оно раскрывается нам уже как корень самого существования бытия еще до того, как мир стал управляем.
«Вначале сотворил Б-г (имя, указывающее на суд) небо и землю». И не сказано: «Сотворил Г-сподь (имя, указывающее на милосердие)», поскольку сначала было в Его мысли сотворить мир качеством Суда, но увидел, что тот не может устоять, предварил ему качество Милосердия и присоединил его к качеству Суда. И об этом написано: «В день, когда сделал Г-сподь Б-г небо и землю» (Берешит раба 12, приводится в Раши Берешит 1:1). «…Чтобы воздать сотворенным совершенное добро, которое они получат заслуженно, а не как милостыню, потому установил Он весь этот великий порядок. Но, в конце концов, после зла приходит добро: Ситра Ахара (силы зла) уничтожится, Святость придет к своему совершенству, и тогда все души получат заслуженное благо» (Рамхаль).
Качество Суда (Дин) необходимым образом проистекает из качества Милости (Хесед). Его суть — дать место для всех путей Управления награды и наказания: для свободы выбора, порядков зла, противостоящих добру, страданий и ада. Но все это задумано для того, чтобы достичь совершенного воздаяния — получить наслаждение по праву, Грядущий мир в награду за служение.
Этот принцип следует прояснить. Приведем здесь два подхода, которые объясняются в книгах Рамхаля, и выясним, что их суть — одна.
СКАЗАЛ РАЗУМ: Фундамент, на котором стоит все здание, — это воля Всевышнего, чтобы человек совершенствовал себя и все созданное для него, и это само по себе будет его заслугой и его наградой. Заслугой — потому что он сам прикладывает усилия для достижения совершенства и, достигнув его, насладится плодами собственного труда и своей долей в работе. Наградой — потому что, в конце концов, он станет совершенным и будет наслаждаться благом вечно.
СКАЗАЛА ДУША: Фундамент этот, очевидно, включает в себя многие аспекты, которые я постигну, увидев здание, на нем возведенное. Один общий вопрос хочу, однако, задать немедленно: есть ли причина, по которой Всевышний пожелал, чтобы это было именно так?
СКАЗАЛ РАЗУМ: Причина проста, она связана с ответом на другой вопрос: для чего Творец, благословен Он, пожелал сотворить нас?
СКАЗАЛА ДУША: Так дай же ответ на оба этих вопроса!
СКАЗАЛ РАЗУМ: Вот, что доступно здесь нашему пониманию: Милосердный, благословен Он, есть совершенное добро, а свойство добра — нести добро другим. В этом замысел Всевышнего: сотворить создания, чтобы нести им добро. Ведь, если нет того, кто получит добро, нет и благодеяния. Однако для того, чтобы добро было совершенным, как знал Он в своей непостижимой мудрости, творения должны заслужить добро своим трудом. Только тогда они станут истинными хозяевами добра, и не будет у них стыда, как у получающих милостыню. Об этом сказано (Иерусалимский Талмуд, Орла 1:3): «Тот, кто ест чужое, стыдится посмотреть в лицо дающему». (Рамхаль, Даат твунот 14-18).
В Иерусалимском Талмуде мы находим замечательную вещь относительно закона орла (запрещенные в первые три года плоды): «Если привить молодую лозу (молодую лозу, которой еще не исполнилось три года) к старой (лоза, годы орлы которой уже позади): если молодая лоза питается от старой — разрешена в пищу. Когда прекратила сосать соки старой лозы — запрещена по закону орлы. Как это можно узнать? Сказал рав Биби от имени раби Ханины: Если листья повернуты к молодой, нет сомнения, что она питается от старой. А если листья повернуты к старой, ясно, что она питается от молодой. Отсюда: тот, кто ест чужое, стыдится смотреть на него» (1:3).
В корнях творения, в буквах, которыми было сотворено небо и земля, заложен тот же принцип: буквы еврейского алфавита идут в таком порядке — сначала гимел, за ней далет (гмоль далим — воздавай бедным). А почему ножка гимела направлена к далету? Так обычно поступают благодетели: бегают за бедняками. А почему ножка далета направлена к гимелу? Бедняк старается стать доступным богачу, чтобы тот не должен был за ним бегать. А почему далет «отворачивает лицо» от гимела? «Потому что следует давать ему тайно, чтобы тот не стыдился» (Шабат 104а).
Милость Творца, Его совершенное благодеяние, охватывает все творение и всех людей, чтобы воздать им благо с почетом и в совершенстве. Поэтому воля Всевышнего заключается в том, чтобы человек получал свою награду, воздаяние, заслуженно и по закону.
Это первый подход в объяснении данного вопроса. Но в книге «Путь Творца» Рамхаль объясняет его несколько иначе.
«Но постановила Его мудрость, что для того, чтобы это благо стало совершенным, следует, чтобы наслаждающийся им был владельцем этого блага; то есть — тем, кто сам приобретает это благо, а не тем, кому это благо сопутствует случайным образом.
И пойми, что это называется некоторым уподоблением, по мере возможного, совершенству Всевышнего. Ибо Всевышний совершенен Сам по себе и не по воле случая, но со стороны истинности Его сущности обязательны в Нем совершенство и отсутствие недостатков.
Конечно, не может быть в ком-либо другом, кроме Б-га, чтобы истинность его сущности сама по себе обязывала бы в нем совершенство и отсутствие недостатков. Но, чтобы какое-то творение хоть немного уподобилось Ему, оно должно, по крайней мере, само приобретать совершенство, не обязательное со стороны его сущности, и само устранять в себе недостатки, которые были бы в нем возможны. Поэтому Творец создал аспекты совершенства и недостатка и сотворил создание, в котором была бы одинаковая возможность обоих. Всевышний дал этому созданию средства, с помощью которых оно приобретет себе совершенство и устранит недостатки. И тогда можно будет сказать, что это создание уподобилось, насколько это для него возможно, своему Творцу, и оно будет достойно приобщиться к Нему и наслаждаться Его благом» (Рамхаль, Путь Творца 2:2).
Объясним слова Рамхаля подробнее.
Совершенство человека — это уподобление его Творцу в максимальной степени, насколько это возможно. Понятно, что все наше постижение Творца относится только к Его раскрытию в мире через пути управления творением. Ведь сущность Творца постичь невозможно: «мысль совершенно не постигает Его». Таким образом, совершенство человека заключается в том, чтобы постичь пути Всевышнего и идти по ним, как написано: «И ходи Его путями». А цель этого совершенства — стать колесницей для качеств Всевышнего, что достигается через изучение Торы и исполнение заповедей.
Из данного принципа следует тема формы человека и его «меры роста» (шиур кома). Духовные «части» человека облачаются в его материальные органы, как объясняется в начале книги Шаарей Кдуша раби Хаима Виталя.
Из данного принципа следует важнейшая положение относительно формы человека: бытность его «образом Б-га». Вот как можно объяснить это: Творец передал под управление человеком все системы творения. Своими действиями, словами и мыслями тот управляет миром в лучшую или в худшую сторону. Он приближает мир к озарению Лика Всевышнего, чтобы получить изобилие Его блага, или отдаляет мир от Творца. На человека возложена задача привести творение к его конечному исправлению, к совершенству. Человек, обладатель свободы выбора, должен будет дать отчет не только за свои деяния, но и за результаты и реакции, которые были ими вызваны.
Тем самым человек уподобляется, насколько это возможно, совершенству Всесильного Творца. Как объясняет раби Моше Кордоверо: «Человеку следует уподобляться Творцу, дабы стать воплощением тайны Высшей Формы — “образа” и “подобия”. Ведь если человек уподобится Высшей Форме только своим телом, но не действиями, он искажает образ, и про него скажут: “Прекрасный образ, но дела его безобразны”. Ибо главное в Высшем “образе” и “подобии” то, что он повторяет действия Творца. Чем поможет человеку то, что строением своего тела он напоминает Высшую Форму, если своими действиями он не уподобится Творцу?!» (Томер Двора 1) Следует очень хорошо вдуматься в этот текст, ибо в нем содержатся несколько важнейших принципов.
Ощущение человека, что получать даром — стыдно, проистекает из корня его создания. Поскольку его душа берется из-под Трона Славы Всевышнего, она ощущает недостаток в таком получении: унижение, сопряженное с необходимостью быть зависимым от чужих милостей. Ведь там, в корне, все пребывает в совершенстве, и нет там никакого получения. А человек, который подобен «ветви от корня», ощущает своим разумом, что ему нужно быть подобным Создателю и пребывать в категории «дающего». Тогда приходит к совершенству наслаждение, и душа возвышается в блаженстве получения законной, заслуженной награды.
В таком случае, суть качества Суда заключается в углублении качества Милости (Хеседа), в приведении формы воздаяния блага к совершенству: «Воздать сотворенным совершенное добро, чтобы получили его в заслугу, а не как милостыню» (Рамхаль). В этом и есть цель ее деятельности: «Но, в конце концов, после зла приходит добро, и Ситра Ахара (силы зла) уничтожается, а Святость приходит к своему совершенству, и тогда все души получат благо заслуженно».
В том и заключается вера и представление каждого еврея и всего народа относительно страданий, бед, изгнаний и наказаний в Геиноме. Они — не месть от Всевышнего, не дай Б-г! Наоборот: их суть — исправление и достижение цели совершенного воздаяния. Собрание Израиля знает, что Шхина (Б-жественное присутствие) как бы страдает вместе с каждым человеком в Израиле. Как сказано в Мидраш Танхума: «Каждое избавление, приходящее Израилю, оно — для Всевышнего, как сказано: “С ним Я в беде”.»
Знание, что нельзя отделять и отрывать качество Суда от ее корня и цели — Хеседа (Милости), и стоит в основе этого убеждения.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.