Из цикла «Сын мой, первенец Израиль», темы: Самопожертвование, Катастрофа, Рав Эзриэль Таубер, Любовь к Б-гу, Любовь к ближнему
«Раби Акива говорит: Веахавта лерееха камоха, Люби ближнего как себя — великий принцип Торы» (Берешит раба, 24:7). Надо понять, в чем скрыто особое величие этой любви, почему эта мицва названа великим принципом Торы. Есть, не для сравнения, другие вероисповедания и еретические направления, основанные на хеседе (гуманизм и ему подобные), на любви к друзьям и товарищам! Что же здесь нового?
Гаон[1] рав Шмуэль Шкоп во введении к своей книге Шаарей йошер высказал удивительную идею: «Если скажут человеку максимально подчинить свою природу, чтобы не осталось в его душе ни малейшей мысли и желания делать что-то для себя, а только стремиться делать добро другим, на первый взгляд может показаться, что теперь он достиг совершенства. Поэтому мудрецы научили нас в этом мидраше, что это не так. Все желание Всевышнего — сделать добро Его творениям — но от нас Он хочет не этого! И раби Акива учит: хайеха кодмим[2] — твоя жизнь имеет преимущество. И еще они дали нам намек толковать эти слова Торы в негативном аспекте — “что тебе ненавистно, не делай другому”[3]. А в позитивном отношении человеку следует сначала заботиться о себе. Отсюда видно, что наша любовь к себе желанна в глазах Творца. Лишь праведники пройдут по этой дороге, а грешники споткнутся на ней».
Основа — хайеха кодмим — «прежде всего, храни свою жизнь», ибо на тебя возложено раскрыть я, ани. Если человек себя не любит и не ценит как должно, он не способен ценить и других людей. А если со всей серьезностью отнесется к реализации «я», осознав возложенную на его плечи тяжесть ответственности (ибо без него не будет полного освобождения, и не станет Творец Царем над всей землей), поймет, что должен воцарить Его, и к любви к ближнему тоже отнесется иначе. Вряд ли, человек тогда отнесется к ближнему пренебрежительно, но и себя не станет унижать — ибо как без него нет царства, так и без другого мир не станет совершенным.
В этом великий принцип, выраженный раби Акивой, хайеха кодмим, и в этом глубина ани ледоди. Не анахну, не общее «мы», а ани ледоди — я.
Рассказывают о брате автора Имрей эмет, раби Менделе, который погиб во время Катастрофы, что в концлагере он учил товарищей по несчастью законам кидуш Ашем — «прославления имени Б-га» (прощаясь с жизнью с Его именем на устах), изложенным Рамбамом. Как исполнить эту заповедь совершенно и с радостью, как раби Акива, который вполне подготовился пожертвовать жизнью ради Творца.
В последний день узники горели желанием исполнить эту мицву, вручить свою душу Б-гу. И когда их повели на сожжение, они стали изо всех сил петь и бежать! А во главе бежал рав Менделе. Нацисты, да сотрется их имя, не понимали, что происходит, и пытались остановить, мол, смерть от них не уйдет. Но они бежали! Что терять? Они горели страстью умереть ради имени Б-га!
Но нацисты хотели их задержать любой ценой. И что сделали? Вырвали младенца с рук матери и швырнули под ноги раби Менделе. Он остановился, нежно поднял младенца на руки и обратился к присутствующим с вопросом: «Откуда солнце знает, что оно солнце, сияющее и освещающее весь мир»? И ответил: «Только потому, что люди способны смотреть на него лишь через закопченное стекло». «Работай[4], — закончил он с чувством, — откуда вы знаете, что в вас образ Б-га. Просто. Потому что нацисты не могут смотреть в ваши лица. Что им сделал бедный младенец? Почему они его так ненавидят, что хотят сжечь живым? — Эти люди из семени Амалека[5] не способны смотреть на образ Б-га! Ашрейну, ма тов хелкейну — благословенны мы, что таков наш удел»! И так, в возвышенном состоянии души эти святые продолжили свой бег к печам для сожжения.
Это ани Общины Израиля. Здесь ани ледоди — наша особая связь с Творцом.
[1] Гаон — выдающийся знаток Торы.
[2] Р. Акива приводит пример двух друзей в пустыне. До колодца далеко. Один свою воду выпил, а у второго еще осталась, чтобы дойти. Если поделится со вторым, оба умрут. Пожертвовать собой и отдать воду другу? Нет! — учит раби Акива. Хаеха кодмим — прежде спасай свою жизнь.
Но разве это нельзя выучить из «люби ближнего как себя»? Кто человеку ближе себя, своей души, своей жизни и Творца, который даровал ему жизнь?
С другой стороны, как в свете хаеха кодмим понять историю его гибели, когда его предупреждали не учить Торе евреев публично, ибо римляне запретили под страхом смертной казни, а он учил, и в результате его публично подвергли мучительной казни? — Ибо Б-г — его Я, и Он — его Жизнь. — Г.С.
[3] «Что тебе ненавистно, не делай другому. В этом вся Тора», — сказал раби Гиллель человеку, который попросил сделать его евреем.
[4] Принятое между евреями обращение — «господа мои».
[5] Злейшего врага евреев и Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.