Из цикла «Сын мой, первенец Израиль», темы: Избранность, Гилель, Гиюр, Шамай, Связь с Творцом, Рав Эзриэль Таубер
Есть известное место в Талмуде (Шабат 31а): «Один нееврей пришел к мудрецу Шамаю и говорит: Сделай мне гиюр[1] при условии, что расскажешь мне всю Тору, пока я стою на одной ноге. — Тот ударил его строительным метром, что был в его руке. — Пришел он к Гиллелю, чтобы пройти гиюр. Тот сказал: что тебе ненавистно, не делай другому. В этом вся Тора. Все остальное — комментарии. Иди и учи».
Раши разъясняет: «Твоему ближнему и зла своему отцу не допускай — это Святой, благословен Он. Не преступай Его слов, потому что и тебе ненавистно, когда не слушает тебя твой друг».
Для тебя Творец — ближний. Мы с Ним связаны, поэтому наше отношение к Нему может причинить Ему боль. Так говорит Шла акадош[2], комментируя слова «Б-г — твоя тень»: «Как тень. Ты с Ним играешь, и Он играет с тобой. Ты плачешь — Он плачет с тобой. А если ты с постным или мрачным лицом, так и Он к тебе. Он твоя тень: как ты с Ним, так и Он с тобой»[3].
К неевреям Он обращается как Господин, а не как «ближний». Они Его ранить не могут. Как у хозяина есть много рабов и рабынь, и если кто-то не выполняет своей работы должным образом, его это не обижает. Он может их наказать, но это не задевает его лично. В отличие, скажем, от жены, если она поступает с ним не так.
И все же не понятно, почему Раши не пояснил Гемару попросту — что имеется в виду друг (как он сам поясняет потом).
Но, согласно сказанному, здесь он открыл удивительную вещь. Нееврей[4], что пришел к Гиллелю и попросил научить его всей Торе, пока он стоит на одной ноге, достиг такой высоты, которой только могут достичь неевреи (а среди них и такие как Ноах и Шем). И у него больше не было возможности продвигаться и возвышаться (Рамбам постановил, что нееврей, исполняющий заповеди Торы, получает меньшую награду — как человек, который не обязан, но делает[5].)
И тот человек приходит к Гиллелю: Я уже достиг вершины, где же то, что отделяет гоя от еврея? Где грань, чтобы выразить ее одним словом?
Сказал ему Гиллель: «Люби ближнего твоего как себя — в этом вся Тора»[6]. И кто «твой ближний»? — Это то, что осознал Авраам авину: твой ближний — Творец! Он — твой друг, как сказано «Твоему ближнему и зла своему отцу не допускай». И Раши продолжает: не преступай Его слов, потому что и тебе ненавистно, когда не слушает тебя твой друг.
Это разъясняется в трактате Авот (5:2): «Десять поколений от Ноаха до Авраама — чтобы возвестить, как долго терпит Творец, потому что все поколения сердили и приходили, пока не пришел Авраам и получил общую награду». Что значит «сердили и приходили»?
Представим себя в зоопарке, где обезьяны показывают нам языки и корчат рожи. Кто станет на них сердиться, тому место рядом с ними.
Ноах при всей праведности думал: «Разве Творец сердится или огорчается моему поведению? Кто я? Пигмей. Что я могу Ему дать? Я в нем нуждаюсь, а Он во мне нет. Он может делать, что хочет. Вот, в его силах устроить потоп на земле. Я ноль по сравнению с ним, разве я могу сам себя освободить от изгнания и полностью вернуть царство»?! Ноах не понял сути.
Пока не пришел Авраам и не возвестил миру: Творец сердится и огорчается, Ему причиняет боль наше поведение! «Кто дал пощечину Израилю, будто дал пощечину Шхине[7]» (Сангедрин, 58б). Человек как бы может ударить по лицу Творца. Чтобы понять это, недостаточно уловить идею, нужна вера. Ноах знал, но не «верил»[8].
Это ани ледоди. Пока человек не осознал своего скрытого глубинного «я», обладающего силой дать что-то Творцу, он не приближается к служению Рош ашана, воцарению Всевышнего.
[1] Сделай меня евреем.
[2] Шней лухот абрит (Толдот Адам, Шаар агадоль).
[3] Как сказал царь Шломо: «Как лицо в воде к лицу». — Г.С.
[4] Нееврей.
[5] Его заслуга меньше, потому что он делает это по собственному желанию, а запрет или обязательство вызывают внутренний протест, его преодоление и является заслугой, способствует росту. — Г.С.
[6] Как мы знаем, он выразился немного иначе. — Г.С.
[7] Божественному Присутствию.
[8] Возможно, поэтому в Торе сказано, что Творец засчитал веру Авраама ему в заслугу — Г.С.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.