Из цикла «Даат тфила», темы: Авраам, Еврейская молитва, Хесед, Праотцы, Шахарит, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
«Сказано: раби Йоси, сын раби Ханины, сказал: молитвы установлены праотцами.»
Авраам установил утреннюю молитву, как сказано: «И встал Авраам утром к месту, где стоял там». А стояние — не что иное, как молитва, как сказано: «И встал Пинхас, и взмолился».
Ицхак установил полуденную молитву, как сказано: «И вышел Ицхак беседовать в поле к вечеру». А беседа — не что иное, как молитва, как сказано: «Молитва бедняка, когда облачится, и перед Г-сподом изольет беседу свою».
Яаков установил вечернюю молитву, как сказано: «И приткнулся (ויפגע) на одно место, и заночевал там». А «приткнуться» (פגיעה) — не что иное, как молитва, как сказано: «Ты же не молись за этот народ и не возноси за них мольбы и просьбы, и не притыкайся (תפגע) ко Мне».
«И в соответствии с этими изменениями времени праотцы установили молитвы. Авраам установил утреннюю молитву, так как это первое изменение, происходящее каждый день. Ицхак установил послеполуденную молитву, так как это второе изменение каждый день. Яаков установил вечернюю молитву в начале ночи, и это третье изменение в день» (Мабит, Бейт Элоким, Пиркей Шира).
«И каждый установил в соответствии со своим качеством.
Авраам установил молитву Шахарит в начале дня, поскольку Авраам был первым праотцем, и был подобен утру — началу дня, а Всевышний — начало мира.
Ицхак установил молитву Минха, которая произносится после полудня, и она — завершение мира, придание ему совершенства, что известно сведущим в тайной мудрости.
Яаков же, бывший после них, установил молитву Аравит, которая является завершающей, как и качество Яакова. Она указывает на то, что мир находится в руке Всевышнего, и поэтому молитва Аравит произносится ночью, чтобы свидетельствовать о мире, находящемся в руке Всевышнего. Ведь подобно тому, как человек отдает свою душу на хранение Всевышнему ночью, как написано (Псалмы 31): “В руку Твою вручу свой дух”, так и весь мир в руке Всевышнего ночью.
Поэтому-то молитва Аравит соответствует Яакову, ибо Яаков в руке Всевышнего больше других праотцев, ведь его образ высечен на подножии Трона Славы, и поэтому именно Яаков установил вечернюю молитву» (Маараль, Нетив аАвода 3).
Прежде, чем мы исследуем глубинные корни этих вещей, опишем параллели между жизнью трех патриархов и тремя изменениями в течение суток — в соответствии с сутью этих трех изменений, соответствующих трем качествам — Хесед, Дин и Рахамим (Милость, Суд и Милосердие).
После мглы предыдущих поколений, которые были погружены в идолопоклонство и другие виды духовной нечистоты, «мир шел своим чередом по этому пути, пока не родился столп мира — наш праотец Авраам» (Рамбам, Законы идолопоклонства). И как занимающийся рассвет, восстающий в свете Хеседа (Милости), того же Хеседа, который проявился в сотворении мира («мир построится милостью»), так жизни Авраама прошла под знаком «рассказывать о милости Твоей по утрам». «Вот порождения неба и земли при сотворении их (בהבראם)». Это слово состоит из тех же букв, что и אברהם (Авраам). Его жизнь излучает благодеяние и совершенство от Высшей Милости (Хеседа).
«Дал Б-г Аврааму этот мир» (ШмотШмот раба 15). «Собрались все идолопоклонники, и срубили кедры, и сделали большое возвышение, и посадили Авраама на него. И прославляли его, и говорили ему: ты царь над нами, ты князь над нами, ты бог над нами» (Берешит раба 43). «И ответили ему: мы не считаем тебя пришельцем и поселенцем, но ты — царь! Б-г поставил тебя царем над нами, и мы и наша земля — рабы тебе! Возьми любое кладбище, которое пожелаешь, и похорони умершую свою» (Рамбан, Берешит 23).
«Все любили Авраама, поскольку он делал добро всем людям. Качеством Авраама было творить людям милость и благо. И такой человек, несомненно, будет любим всеми за свое поведение. Поэтому и сказали ему: “Князь Б-га ты среди нас!” И сказано еще: “Долина согласия, это царская долина”, поскольку согласились все жители мира и сделали Авраама царем. И не силой он воцарился над ними, а лишь тем, что был любим и принят всеми людьми». (Маараль, Нетив аАвода 18).
Качество Хесед (Милость), к которому приобщился Авраам, привело к таким результатам. Как объясняет Маараль в Натив аХесед (гл.3): «Когда человек делает милость, он несомненно достоин воздаяния… и это — мера за меру… ибо, поскольку он достоин воздаяния блага, и потому следует, чтобы Всевышний Сам дал ему благо… и еще: когда он делает добро другому, Всевышний тоже воздает ему изобилие добра и милости. Подобно маленькому протоку, который вытекает из великой и бесконечной реки: если из протока вытекает немного воды в яму, которая находится рядом, из большой реки немедленно выходит вода и возмещает недостающую воду в протоке. Так, когда добродетельный человек, прилепившийся к благу Всевышнего, воздает добро другому, тогда Всевышний Сам возвращает ему благо, которое тот потратил».
Тот, кто привязан к качеству Милости и воздает благо другим людям, всегда связан с благословением и умножением. Это заложено в самой сути качества Хесед (милости). Данное качество раскрывается сотворенным существам уже в самом приведении мира к существованию — «мир милостью будет построен». И здесь нет уменьшения и ограничения. Наоборот, качество, царящее в данном месте, — это управление преумножения и воздействия Хеседа, которое проистекает из источника Бесконечного. «И изолью на вас благословение беспредельное». В источнике благословения не правит ограничение. Не только в качестве аллегории Маараль уподобляет это протоку, истекающему из большой реки. Нам известно, что из качества Хеседа ступенчато развивается сотворение воды, суть которой — преумножение жизни и взращивание изобилия благословения в мире. Мы еще будем говорить об этом.
Авраам был похоронен в доброй старости, пресыщенный днями. Он не увидел, как его внук пошел по плохой дороге. Сын Авраама, Ишмаэль, раскаялся в конце его жизни. «Всевышний благословил его в старости больше, чем в молодости».
Авраам установил утреннюю молитву. Это молитва произносится во «время благоволения для всех, чтобы воздать благо всему миру».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»