Из цикла «Даат тфила», темы: Время, Еврейская молитва, Сокрытие лица, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Маарив
Духовный корень ночи — это сокрытие Лица, время, когда вся вселенная возвращается к себе и уходит в себя. Сон — пассивность, в нем привкус смерти. Чувство поражения и страх охватывают человека. Ощущение уверенности пропадает. Темнота создает ситуацию зависимости и потребности в помощи. Во тьме человек ощущает себя изолированным и оторванным, не имеющим отношения с окружающими и связи с ними. В этот час сокрытия Лица человек теряет чувство близости с Творцом. «Сокроешь Свое лицо — смятение охватит их». И как в тот день, когда человек возвращает душу Творцу, в день смерти, о котором сказано: «…ибо Тебе преклонится всякое колено», так и ночью, когда человек ложится в постель, он покорно вручает свою душу Творцу: «В руку Твою вручаю я дух свой» (Псалмы 31).
«Ибо ночь указывает на то, что мир — в руках Всевышнего. Ибо, как человек ночью вручает свою душу и дух Всевышнему … так весь мир в руке Всевышнего ночью» (Маараль, Нетив аАвода 3).
Отсюда и отнесение ночи к тьме изгнания, а дня — к свету избавления. «Страж, что было ночью? Страж, сколько еще (осталось) ночи?» — «Страж Израиля, что будет из этой ночи и тьмы?!» (Раши, Йешаяу 21:11). Это страшный вопль Израиля во тьме изгнания, вопль, обращенный к скрывающемуся Творцу. «Сказал страж: Утро настало, но и ночь… Если хотите просить, то просите; приходите снова». «Сказал Страж (Всевышний): “Пришел день (Желаю Я озарить вас избавлением…) и также ночь (тьма предуготовлена злодеям). Если вы попросите” (ускорить конец времен).» (Бава кама 3б по Раши).
Та же идея выражена и в вечерней молитве, в которой, в отличие от утренней, нет песни о милостях Творца. В этой молитве добавляется просьба «дай нам возлечь с миром», в которой человек перечисляет все свои страхи и просит Творца спасти его от них и и поднять его назавтра живым. Мудрецы определяют сущность благословения после вечернего Шма как «Твоя вера по ночам». «В благословении эмет веэмуна после Шма человек говорит и о будущем, о том, что мы верим и ждем исполнения Его обещания избавить нас от рук царей и тиранов, определить жизнь нашей душе и дать нам попрать ногами возвышенности врагов — все это чудеса, совершающиеся постоянно» (Раши, Брахот).
Вокруг двух этих полукругов и движется жизнь человека и жизнь всего творения. До того дня, о котором сказано: «И будет свет луны, как свет солнца, а свет солнца станет семикратным, как свет Семи дней (Творения)» (Йешая 30). Это день, когда свет будет существовать один, без сопутствующей тьмы (Псахим 68а). Это свет, выражающий сияние Лика Всеблагого и Творящего добро.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.