Из цикла «Кицур Шульхан Арух», темы: Кицур шульхан арух, Суббота, Раби Шломо Ганцфрид, Авдала, Благословения, Маарив
1. Принято молиться вечернюю молитву позже обычного. И когда произносят: «И Он, милосердный…» и: «Благословите…», некоторое время поют мелодию без слов, чтобы подольше не начинать будничную молитву и «добавить от будничного времени к святому». В четвертое благословение «Шмонэ Эсрэ» делают вставку: «Ты даровал нам…». Если молящийся забыл произнести эту вставку, то, если он спохватился до того, как произнес слово «Г-сподь» из фразы: «Благословен Ты, Г-сподь. Дарующий разум!», — он должен произнести эту вставку немедленно, когда спохватился, и продолжить благословение дальше словами: «Даруй же нам…», как написано в сидуре. Если же он не вспомнил о пропущенной вставке до того, как произнес слово «Г-сподь», завершает благословение словами: «…дарующий разум!» и не должен возвращаться к началу, поскольку Авдалу он еще скажет после молитвы над стаканом вина; только в этом случае он должен проследить за тем, чтобы не выполнять никакой запрещенной работы и ничего не есть до тех пор, пока не произнесет Авдалу над стаканом вина. Если же он по ошибке выполнил запрещенную в Шаббат работу1 или съел или выпил что-либо, должен молиться еще раз2. (Если же у человека нет вина, чтобы произнести над ним Авдалу, и он забыл произнести: «Ты даровал нам…», закон для него будет другим).
2. После «Шмонэ Эсрэ» произносят Хаци Кадиш. После этого произносят: «Да будет даровано нам Г-сподом, Б-гом нашим, блаженство…», поскольку это — гимн-благословение, которым Моше благословил евреев, когда они закончили строительство Мишкана; и его нужно произнести стоя3. И принято дважды произносить последний сих: «Дам насытиться ему долголетием…». После этого произносят отрывок: «Восхваления сынов Израилевых…» и Кдушу из этого отрывка, поскольку она связана с отрывком: «Да будет даровано…», ведь, когда завершилось строительство Мишкана, среди Израиля появилось Б-жественное присутствие (Шехина), и об этом говорит стих: «Восхваления сынов Израилевых составляют трон Твой, Святой».
Если же на следующую неделю выпал Йом-Тов, даже если он будет в пятницу, не произносят отрывков: «Да будет даровано…» и «Восхваления сынов Израилевых…». Это связано с тем, что, поскольку в отрывке: «Да будет даровано…» есть слова: «…творения наших рук да утвердит!», — необходимо, чтобы во следующие шесть дней можно было выполнять работу; поскольку же не произносят: «Да будет даровано…», отрывка: «Восхваления сынов Израилевых…» также не произносят, поскольку они связаны друг с другом.
После ж отрывков: «Да будет даровано…» и: «Восхваления сынов Израилевых…» произносят Кадиш Шалем (Полный Кадиш), после этого читают отрывок о благословениях: «И даст тебе Б-г…», и «Алейну». И все эти дополнительные вставки, которые читают после вечерней молитвы исхода Шаббата, предназначены для того, чтобы евреи потратили больше времени, завершая свое Субботнее служение, а это нужно для того, чтобы дать грешникам возможность вернуться в Гехином попозже: ведь им позволяют не возвращаться туда до того, как последняя община евреев завершит молитвы исхода Шаббата.
3. Как требует заповедь освящать Шаббат при его наступлении над стаканом вина, так же требует она освящать его при его исходе, также над стаканом вина, то есть сделать Авдалу; и, делая Авдалу, произносят благословения также на благовония и на свет свечи. Женщины также обязаны сделать Авдалу, поэтому они должны внимательно слушать все благословения Авдалы. В месте, где невозможно достать вино, Авдалу делают на пиво, на медовуху или на другой напиток, принятый в данной местности (см. выше, глава 45, параграф 1), кроме воды.
4. Когда наступают сумерки перед исходом Шаббата, запрещается есть или пить что бы то ни было4, кроме воды, пока не сделана Авдала5. Но если третья трапеза затянулась, даже до самой ночи, это разрешено, если она началась, когда есть было еще разрешено. И в этом случае разрешается также выпить стакан вина после Биркат а-Мазон, поскольку он также относится к трапезе, но только в том случае, если этот человек всегда произносит Биркат а-Мазон над стаканом вина; но если человек иногда произносит Биркат а-Мазон без стакана вина (поскольку полагается на мнение мудрецов, считающих, что Биркат а-Мазон не обязательно произносить именно над стаканом вина), ему запрещается выпить его сейчас*, перед Авдалой6.
5. Запрещенные в Шаббат работы также не следует выполнять перед Авдалой. Женщины же, которые должны зажечь свечи перед Авдалой, должны сначала произнести фразу: «Благословен Тот, Кто отделил7 святое от будничного, свет8 от тьмы, Израиль от других народов, Седьмой день от шести рабочих дней. Благословен Тот, Кто отделил святое от будничного!». если же Йом-Тов выпал на воскресенье, в конце необходимо сказать: «…отделивший святой от святого»9.
6. Если человек поздно начал вечернюю молитву на исходе Шаббата или затянул свою третью трапезу до ночи, ему разрешается попросить даже еврея, который уже прочел вечернюю молитву и произнес в ней вставку: «Ты даровал нам…», чтобы тот выполнил для него работу, ему разрешается пользоваться или съесть то, что он сделает, хотя после этого он произнесет вставку на Шаббат в Биркат а-Мазон.
7. Наливая стакан вина для Авдалы, следует наполнить его вровень с краями, так, чтобы из него чуть-чуть вылилось, и это будет добрым знаком. И следует взять в правую руку стакан вина, а в левую — благовония, и держать так, пока не будет произнесено благословение: «…сотворивший плод виноградной лозы», после же этого следует взять стакан в левую руку, а благовония — в правую и произнести благословение: «…сотворивший ароматные благовония», а после этого благословить на свечу. Затем снова берут стакан с вином в правую руку и произносят благословение Авдалы. После того, как это благословение произнесено, делающий Авдалу садится и сам выпивает весь стакан вина, а чуть-чуть вина, оставшегося в стакане, выливает на свечи и гасит их, а также протирает этим вином глаза, чтобы показать любовь к заповеди. И принято, чтобы женщины не пили из стакана для Авдалы.
8. Следует примешать к благовониям немного мускуса, поскольку на него по всем мнениям произносится благословение: «…сотворивший ароматные благовония». И следует взять также немного мирта, чтобы выполнить правило: «Вещь, использовавшуюся для выполнения одной заповеди, следует использовать и для выполнения другой».
9. Заповедь требует взять для Авдалы восковую свечу, из нескольких свечей, свитых10 вместе, чтобы получился факел. Если же такой свечи нет, можно взять любые другие свечи, только держать их так, чтобы языки их пламени слились и получился факел. И принято, произнеся благословение: «создавший свет пламени»11, посмотреть на свои ногти; и необходимо разглядеть ногти правой руки. Также есть обычай посмотреть на ладонь правой руки. И при этом нужно согнуть четыре пальца руки поверх большого пальца в сторону ладони. И смотрят на ногти и на ладонь одновременно, после этого же разгибают ладонь и смотрят на ногти с другой стороны.
10. Слепой не произносит благословения на свечу. А тот, кто не различает запахов, не произносит благословения на благовония.
11. Если, после того, как делающий Авдалу произнес благословение на вино, взял в руки благовония и собрался произнести на них благословение, он ошибся и сказал: «…создавший свет пламени», но в течение «времени, необходимого для произнесения фразы» спохватился и завершил всю фразу словами: «создавший ароматные благовония» — благословение на благовония ему засчитано, и после этого он может произносить благословение на свечу. Однако, если он намеревался произнести благословение на свечу, произнесенное им благословение засчитано как благословение на свечу, и после этого он должен произнести благословение на благовония.
12. Заповедь требует зажечь на исходе Шаббата немного больше свечей для освещения, чем обычно, и прочесть гимны в честь исхода Шаббата, чтобы проводить Шаббат с почетом, как провожают покидающего город царя. И следует упомянуть имя пророка Элиягу и молиться, чтобы он пришел и объявил об освобождении, поскольку накануне Шаббата Элиягу заведомо не придет, чтобы не отвлекать евреев от приготовлений к Шаббату. И также в Шаббат не молятся о его приходе, поскольку, возможно, законы тхума действуют и выше десяти тефахов, и значит, в Шаббат он просто не может прийти; поэтому, когда Шаббат прошел и Элиягу может прийти, мы начинаем молиться, чтобы он пришел и принес нам добрые вести. И еще приводится в Мидраше, что каждую неделю на исходе Шаббата Элиягу приходит в Ган Эден, садится там под Деревом жизни и записывает, какая награда положена евреям, соблюдавшим Шаббат; и поэтому в это время его упоминают с благодарностью.
13. Тот, кто может это сделать, должен выполнить заповедь устроить трапезу «проводов царицы» с хлебом и горячим блюдом12, и следует красиво накрыть стол в честь проводов Шаббата. Тот же, кто не может есть в эту трапезу хлеб, пусть, по крайней мере, поест мучных изделий или фруктов.
14. Тот, кто уже сделал Авдалу, имеет право сделать ее еще раз для своих сыновей, достигших уже того возраста, с которого их можно начинать воспитывать, чтобы они могли тоже выполнить эту заповедь; и тем более он может сделать это для другого взрослого еврея. Все это — только в том случае, если они не могут сделать Авдалу самостоятельно. Но если человек может сделать Авдалу сам, пусть сделает сам. Тот, кто, делая Авдалу для других, произносит благословение на благовония, должен сам понюхать их, чтобы благословение его не было напрасным (поскольку благовония включены в Авдалу только для удовольствия человека). Но для одних женщин тот, кто уже сделал Авдалу, не должен делать ее вторично (поскольку некоторые говорят, что у женщин нет этой заповеди).
15. Если человек по забывчивости, или будучи вынужден, или нарочно не сделал Авдалы на исходе Шаббата, он может сделать ее до конца вторника13; но тогда ему не следует произносить благословений ни на благовония, ни на свечу, а только благословение на вино и благословение Авдалы. После же того, как прошел Вторник, он не может больше сделать Авдалу, поскольку первые три дня недели называются «днями после Шаббата» и, таким образом, еще относятся к «исходу Шаббата», а три последних дня называются «днями перед следующим Шаббатом» и поэтому никак уже не относятся к прошедшему Шаббату.
1 По словам МБ, если он выполнил работу, не обязан молиться заново. (Если же он произнес фразу: «Благословен разделивший…», он получает право выполнять работу.
2 И после этого сделать Авдалу над стаканом вина. Если же он нарушил это требование и сделал Авдалу, не помолившись вечернюю молитву второй раз — см. БГ, глава 294.
3 МБ: именно стих: «Да будет даровано нам…», — следует произнести стоя.
4 Если еще не устроена третья трапеза, см. МБ, начало главы 299.
5 И также после Авдалы это запрещено, пока человек не прочтет вечернюю молитву и не произнесет вставку: «Ты даровал нам…».
* И не объясняется. Необходимо ли сделать Авдалу именно на этот стакан вина или же следует отпить из него после того, как Авдала сделана на другое вино. Обратитесь к сочинениям мудрецов последнего времени.
6 Если же непонятно, стемнело уже или еще нет, это разрешается.
7 Некоторые же считают, что требования закона еще более строги, то есть, что после произнесения этой фразы разрешается только зажигать огонь и т.д., однако выполнять работы, требующие усилий или времени, запрещено до совершения Авдалы над стаканом вина. А тот, кто заботится о своей душе, должен зажигать свечи только после произнесения отрывка: «Восхваления сынов Израилевых…», если он молится не в синагоге, где ради всей общины свечи зажигают раньше.
8 По мнению же МБ, произносят только: «Благословен Тот, Кто отделил святое от будничного».
9 По мнению же МБ, в этом случае произносят только: «Благословен Тот, Кто отделил святое от святого!».
10 То, что они должны быть свиты, пишет «При Мегадим».
11 По МБ, это делают перед произнесением благословения.
12 И хорошо устроить ее сразу после исхода Шаббата. И в любом случае не следует перед ней заниматься будничной работой. И не следует откладывать ее позже полуночи.
13 Если же он вспомнил раньше, пусть сделает Авдалу в воскресенье.
Читайте обзор по теме Авдала — проводы Субботы
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков был вынужден бежать от Эсава. В пророческом сне он увидел ангелов, которые поднимались на небо по лестнице. Что испугало праотца?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Раби Элиэзер бен Орканос,
из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер»
Всякий, кто молится в этом месте, в Иерусалиме, как будто молится перед троном Славы,
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Цви Патлас,
из цикла «Дотронуться до наших корней»
Почему Сам Творец мира не открыл Ицхаку, что тот должен благословить Яакова, а не Эсава?