Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Для атеиста природа первична, над ней нет Творца, который создал ее из ничего, постоянно дает ей существование и надзирает над ней во всех деталях

«Когда Всевышний гневается? В первые три часа дня. В то время, когда цари водружают на головы свои короны и кланяются солнцу, — Он немедленно гневается» (Авода зара 4б).

Идолопоклонство, служение звездам, коронование солнца. Служение обращено к небесным светилам, властвующим над природой. В сегодняшнем облачении, после того, как мудрецы Великого Собрания аннулировали страсть к примитивному идолопоклонству, это опасность проявляется в виде атеизма. Отрицания служения как такового вообще. Для атеиста природа первична, над ней нет Творца, который создал ее из ничего, постоянно дает ей существование и надзирает над ней во всех деталях.

И опять: это коронование природы, порабощение себя категорией времени.

«Рабы времени — рабы рабов» (из стихотворения раби Йеуды аЛеви).

Привязывание времени молитвы к положению солнца на небосводе

Служение — одна из основ веры, как писал Рамбам: «Пятая основа: что только Всевышнему следует служить, возвеличивать и проповедовать Его величие, и исполнять Его заповеди. И не следует делать подобное по отношению к тому, кто под Ним в реальности — из ангелов, звезд, небесных сфер, первооснов и всего, что из них состоит… И эта пятая основа и есть предупреждение об идолопоклонстве, и большая часть Торы предупреждает о нем» (Рамбам, Предисловие к главе Хелек). А служение выражается в основном в молитве, как писал Рамбам в книге Заповедей, заповедь 5: «Он повелел нам служить Ему, сказав: “И служите Г-споду, Б-гу вашему”. И хотя это повеление общее и включает в себя соблюдение всех заповедей, оно также означает и конкретное повеление молиться, как сказано в Сифри: “И служить Ему — это молитва”.»

В молитвенном служении молящийся выражает эту основу — свою веру в Творца, дающего бытие природе. Он обращает служение только к Всевышнему. И в противоположность коронованию и поклонению солнцу в момент восхода, служитель Всевышнего выполняет своей молитвой стих «увидят Тебя с солнцем». Но не только это.

Природа в правлении солнца — инструмент верующего для служения Творцу

Молящийся превращает природу в инструмент для служения Всевышнему. Каждое явление в прохождении солнца по небосводу становится поводом для благодарения, просьбы, надежды и чаяния. Время молитвы устанавливается в связи с изменениями положения солнца. Явления, связанные с прохождением солнца, молящийся рассматривает как аллегорию личного отношения Творца к нему. Ночная тьма символизирует сокрытие Лика Всевышнего, и когда приходит этот час, человек просит Творца вывести его из тьмы на свет. Утро — это аллегория озарения Лика, и в молитве человек благодарит Всевышнего за это. Он не принимает реальность своей жизни в рамках этих природных явлений как нечто само собой разумеющееся. Он просит Творца: «Так же, как ты удостоил меня увидеть солнце на востоке, так удостой увидеть его на западе».

Здесь и встречаются два царя, «материальный властелин и трансцендентный властелин», когда последний раскрывается как избранник творения, предназначенного быть ему инструментом для служения Творцу.

Так Мабит объясняет Перек Шира — Песню, которую поет все творение, от небесных тел и до животных и растений: «Поскольку все творение сотворено для нужд человека, человек должен видеть пользу от всякой вещи, существующей в мире, и уразуметь ее. А песнь, которую приписали каждому из них, содержит славословия и восхваления Творца. И каждая тварь как будто бы говорит человеку: тебе следует восхвалять и благодарить Творца за то, что Он создал меня для твоей пользы. А мудрецы, которые знали и постигали истинную природу каждого вида, отнесли каждому из них подобающую песню, в соответствии с его естеством и пользой от него для человека».

Установление времени молитв по положению солнца не только обучает нас основам веры и аннулирует ложное мировоззрение тех, кто поклоняется силам природы. Вся природа становится тем самым инструментом для служения Творцу. Но это еще не все.

Читайте обзор по теме Идолопоклонство — Авода зара


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»