Из цикла «Даат тфила», темы: Каббала, Духовный мир, Еврейская молитва, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Еврейский алфавит, Материальность
«Поэтому йуд, подобный точке, указывает на святость, поскольку каждая вещь, в которой нет размера, указывает на нематериальное, на святость. Ведь у нематериального нет протяженности в пространстве» (Маараль, Нетив анедивут).
Буква йуд — это точка корня и источника распространения всех букв, которыми были сотворены небо и земля. Ведь все буквы являются распространением «первоначальной точки» по направлениям и размерностям. В точке находится потенциальная возможность любого развития в линию и плоскость. То же самое относится и к аспекту времени: «Буква йуд указывает на будущее». Раши: «Йуд сказано о мысли». Мысль есть корень будущего действия, и в Святом языке буква йуд в качестве префикса глагола указывает на будущее время.
Смысл буквы йуд: корень и начальная точка постепенного развития всей системы материального мира, а также цель — Грядущий мир, к которому придет это развитие в будущем. А в Гемаре (Менахот 29) сказано: «Это пришло сказать тебе, что праведники в то время будут немногочисленны, подобно тому, как мала буква йуд».
Смысл буквы эй: центральная точка, распространяющаяся в четырех направлениях — четырех измерениях материи. В этом суть эй — пятой буквы алфавита: соединение центральной точки, йуд, распространяющей измерение времени на четыре измерения материи — четыре стороны пространства. «Ибо все буквы состоят из одной части, кроме ה эй, состоящей из двух частей: ד далет и второй части, точки, которая находится внутри далет и делает из нее эй» (Маараль, Нетив анедивут).
Охват нашего постижения ограничен. Мы можем постичь только вещи, ограниченные измерениями времени и пространства. И подобно тому, как нет концепции времени и пространства в букве йуд, так нет у нас постижения Грядущего мира: «глаз не видел, Б-же, кроме Тебя, того, что Ты сделаешь ожидающему Тебя». Другими словами: у нас нет понимания ни корня возникновения нашего мира, ни его цели — Грядущего мира.
В этом и заключается смысл сотворения нашего мира буквой эй, — ведь именно этот мир дан человеку для служения, как сказано: «…а землю дал сынам человеческим». Человек должен понять его настолько, насколько позволяет его разум. Ему следует размышлять о путях Творца и Его качествах, чтобы прилепиться к ним. Необходимо изучать волю Творца — Тору — чтобы исполнять ее. С этой целью сотворена эта ограниченная система, которую человек способен постичь. Это управление ограничения, которое предпринял Творец, чтобы раскрыть Свою волю людям.
Буква эй в Святом языке выполняет также функцию определенного артикля. Он ставится, когда речь идет об уже известной нам вещи. Через эту букву мы можем воспринимать волю Творца в мире. Идя по этому пути, служитель Всевышнего достигнет Грядущего мира, категории буквы йуд.
Творец как бы говорит человеку: на (הא)тебе мой мир, работай над ним (слово эй הא в иврите означает междометие «на, бери»).
Когда человек постигает раскрытие Творца в этом мире, изучает Тору, размышляет о качествах и путях Всевышнего и идет по ним, он удостаивается Грядущего мира. Когда Тора рассказывает о сотворении мира, она называет шестой день творения יום השישי: перед словом «шестой» стоит определенный артикль эй. «Добавил эй к шестому дню… сказать, что поставил им (сотворенным) условие: мир продолжит свое существование, если евреи примут пять книг Торы» (Раши, Берешит 1:31). Эти духовные раскрытия, которые приходят из духовного мира, категории буквы йуд, постепенно спустились и сократились, чтобы раскрыться в этом мире, дабы мы смогли через них подняться из ограниченной материальной реальности этого мира — к реальности мира Грядущего. Именно это имеет в виду Маараль, говоря об особенности буквы эй, как бы состоящей из двух букв — йуд и далет (известно также, что далет указывает на получающего).
Это управление, находящееся в корне возникновения этого мира, — фундамент существования зла в мире, как мы уже объясняли. Но только так возможно дать человеку мир служения: сотворить в нем зло, чтобы человек выстоял в испытании, отринул и исправил эту категорию. «Почему этот мир создан с буквой эй? Потому что она выглядит как коридор: всякий, кто хочет выйти — выходит» (трактат Менахот). Только так может человек, обладатель свободы выбора, удостоиться Грядущего мира.
Невозможно достичь цели, — постижения раскрытия Единства Всевышнего, которое и является наслаждением и наградой Грядущего мира, категорией буквы йуд, — без того, чтобы пройти через материальный мир. В нем раскрывается отрицание всех видов зла, которое выглядит как отрицание Единства.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»