Как-то один придворный еврей был в большом фаворе у турецкого султана, больше всех министров государства. И султан им очень гордился, больше чем любым из своего правительства. Каждый день султан приглашал его во дворец и проводил с ним много времени.
А другие министры от ревности и зависти замыслили заговор — оклеветать его перед султаном, чтобы тот его казнил.
Среди министров был один — Капцин-паша, который ненавидел евреев больше всех. Когда он встречал этого еврея, вел себя как близкий друг, но каждый день строил козни, как бы оклеветать его перед царем.
Однажды паша позвал еврея и стал с ним говорить. И со злым умыслом говорит ему: «Я был у султана и слышал, как он говорил, что очень гордится тобой. Но есть одна вещь, которая его беспокоит. Когда ты приходишь к нему и говоришь с ним, трудно ему переносить дурной запах твоего дыхания. А поскольку он не хочет тебя избегать, очень это его беспокоит. Я тебе советую, когда приходишь к султану, прикладывай ко рту надушенный платок. Тогда твое дурное дыхание не будет султана тревожить».
По своему простодушию еврей ему поверил и решил последовать совету.
Тогда паша пошел к султану и рассказал, что слышал, как еврей сказал, что очень страдает от разговоров с султаном, потому что у султана плохо пахнет изо рта. «А если не веришь мне, вот доказательство. Завтра, когда еврей придет к тебе, он станет прикладывать ко рту надушенный платок, чтобы не чувствовать запах твоего дыхания».
Султан услышал это и очень рассердился. Он сказал: «Посмотрим, правду ли ты говоришь! Если правду — я казню этого еврея»!
На другой день, когда еврей пришел к султану, то приложил ко рту платок, как посоветовал паша. Когда султан это увидел, понял, что паша сказал правду, и сразу написал записку: «Когда придет человек с этой запиской, сразу бросьте его в печь, как всех осужденных на смерть». Затем султан запечатал письмо своей печатью и сказал еврею: «Окажи мне любезность, передай это письмо прямо в руки тому, чей адрес на конверте».
Еврей взял письмо и пообещал, что сделает, как султан просил, не зная, что написано в этом письме.
А этот придворный еврей очень дорожил исполнением заповеди обрезания. Когда оказывали ему честь совершить обрезание еврейского младенца, он не обращал внимания ни на какие трудности, потому что эта заповедь была для него особенно дорога.
В тот самый день, когда он предполагал передать письмо султана по адресу, Бог решил его спасти. Он сделал так, что приехал человек из деревни и почтил (еврея) просьбой поехать к нему, чтобы обрезать его сына. А у этого еврея было принято не отказываться от исполнения этой заповеди, ни при каких обстоятельствах. И начал он думать: «Как же мне исполнить поручение султана и передать это письмо»?
А потом Бог устроил так, что он встретил пашу. И сказал паше, что был у султана, и султан поручил ему передать письмо. Но Бог дал ему возможность совершить обрезание младенца, а он никогда от этого не отказывается. «Поэтому, — сказал он, — я тебя прошу об одолжении. Пожалуйста, возьми это письмо и передай».
Паша очень обрадовался такому повороту событий, тому, что теперь сможет обвинить еврея в том, что он не передал письмо по приказу султана. Взял письмо и сразу отдал его адресату. А тот был палачом, который сжигал осужденных на смерть. Он тут же схватил пашу и бросил в печь. И сгорел он, как было ему суждено Богом, наказан мерой за меру.
На следующий день еврей, ничего о том не зная, появился перед султаном. Султан увидел его и очень удивился: «Разве ты не передал письмо, которое я тебе дал»? — спросил он.
Еврей ответил: «Ваше Величество, я отдал письмо Капцин-паше, чтобы он его передал. Бог мне предоставил возможность совершить обрезание, а у меня принято от исполнения этой заповеди не отказываться никогда».
Понял султан, что паша сгорел не случайно, видно, оклеветал еврея. И султан спросил: «Зачем ты, когда со мной говоришь, прикрываешь рот платком»?
«Это паша мне посоветовал, — ответил еврей. — Сказал, что ты брезгуешь моим дыханием».
Тогда султан рассказал ему, как паша его оклеветал. Он сказал: «А мне паша сказал, что ты не переносишь моего плохого дыхания, поэтому и подносишь ко рту надушенный платок, чтобы не чувствовать запаха».
Потом раскрыл султан еврею содержание того письма и добавил: «Теперь я знаю: Бог имеет власть над всем миром, и Он спас Моего друга от зла. Что паша хотел сделать тебе, Он сделал ему. Отплатил ему тем, что тот заслужил».
И теперь этот еврей еще больше ценился султаном, был ему любезен и дорог больше всех министров в государстве.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.