Из цикла «Еврейский дом», темы: Муж и Жена, Общение супругов, Еврейский дом, Критика, Рав Симха Коэн
Критика с объяснениями
Иногда, когда критикуют поведение партнера по браку, добавляют: «Ты делаешь так, потому что у твоих родителей так было принято», или «Ты делаешь это из-за комплекса неполноценности», или «Ты так поступаешь, потому что на тебя влияет твой друг».
Такое указание причины не всегда адекватно воспринимается критикуемым, и поскольку он считает, что причины его поведения иные, его сложно будет убедить в справедливости претензий критика. Поэтому, если вы высказываете критические замечания, следует сосредоточиться на самих критикуемых действиях, не отмечая при этом причин, которые, по вашему мнению, привели другого человека к подобному поведению.
Критика по поводу галахи
Иногда критика высказывается по поводу поведения супруга, которое противоречит галахе (еврейскому закону). В таком случае критик чувствует, что имеет право и даже обязан делать замечания и критиковать, и у него есть галахический «тыл», который его поддерживает. Однако, с другой стороны, критикуемый тоже считает, что есть те, кто поддерживает его позицию. «Галаха порицает твое поведение», — утверждает критик. «В моей семье так принято, — отвечает критикуемый, — и у них, по-видимому, есть на что положиться. Ты просто устрожаешь, и я не обязан следовать твоим устрожениям».
Ясно, что и замечание по поводу галахи должно высказываться так, чтобы не обидеть собеседника. Можно сказать: «Я думаю, мы ошиблись, когда сделали так и так», то есть критик критикует и себя тоже. Можно также сказать: «Я думаю, что можно сделать это другим образом, чтобы не столкнуться с галахическими проблемами». Или «Я предлагаю, чтобы мы делали так…» Если все эти формулы не помогли, можно предложить супругу поучить вместе данный закон по книге, чтобы вместе придти к какому-то выводу и поискать возможность делать так, как требует один из них.
Если даже мягко высказанная критика по поводу галахи не воспринимается партнером, лучше не делать замечаний, а подождать подходящего момента и тогда попробовать его убедить.
Есть и особые случаи. Например, когда супругу делают замечание, что галаха не разрешает делать то, что он делает, а он говорит, что, чем больше его будут критиковать, тем больше он будет так делать, специально, чтобы выказать свое неготовность принимать диктат и предписания от партнера по браку. В такой ситуации, очевидно, замечания не принесут никакой пользы. Ведь невыполнение галахи в данном случае не есть признак принципиального отказа исполнять еврейский закон. Он просто использует вопросы галахи для стычек и соревнований с супругом по поводу того, кто хозяин в доме, или чтобы попытаться доказать, что он самостоятелен и не принимает указаний от супруга.
Иногда критика по поводу несоблюдения определенного закона отвергается из-за того, что супруг тоже не выполняет галаху, которую второй супруг считает не менее важной. На замечание Хаима жене: «Почему ты не покрываешь волосы как следует?», она ответила: «А почему ты не молишься в синагоге?»
Возможно, критикующий считает, что тот закон, который его супруг не выполняет, гораздо более важный, чем тот, который не соблюдает он сам. Но моральное право делать замечания супругу он все равно потерял. Поэтому, когда критикующий получает такой ответ на критику, ему стоит обратить особое внимание на исполнение тех законов, которые были приведены в ответ (и которые он не выполняет сам). Тогда, возможно, его слова будут впоследствии услышаны.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»