Из цикла «Еврейский дом», темы: Муж и Жена, Общение супругов, Еврейский дом, Критика, Рав Симха Коэн
Он не будет больше критиковать
В семье, в которой не дают высказывать критику и отвергают ее с порога, критик зачастую прекращает высказывать свои замечания. На первый взгляд, можно быть довольным, когда супруг остерегается критиковать, особенно если ранее он много критиковал, а теперь прекратил. Но не всегда воздержание от критики свидетельствует об улучшении отношений в семье и способствует их улучшению. Нужно помнить, что люди всегда критикуют членов своей семьи больше, чем чужих. Каждый отец больше выговаривает своим детям, чем соседским. Это потому, что поведение чужих детей его не касается и не так уж интересует. Поэтому, когда критика прекращается, следует проверить, не является ли это следствием отчуждения, безразличия к супругу и отчаяния по поводу их отношений.
Процесс отдаления, который запускается неприятием критики, иногда раскрывается, когда супруг очень тяжело воспринимает критику в свой адрес, глубоко обижается на нее и резко реагирует. Когда такое поведение становится правилом, критик уходит в себя, приходит к мысли, что нет шанса продвигать супруга вперед, и начинает обдумывать каждое слово, которое он собирается сказать, чтобы оно не воспринималось как критика. Со временем у него развивается ощущение, что у него нет партнера, с которым он может вместе развивать семейные отношения и вместе улучшать ситуацию в доме. Понемногу он смиряется с реальностью и это тоже уменьшает его желание критиковать. Он все больше и больше уходит в свои занятия, в работу ил учебу, где он чувствует себя удобно, где он может развивать и вести приятные, без напряжения, отношения с людьми. Такая ситуация указывает на незаинтересованность в супруге и в ослаблении связи с ним. Поэтому человек, который радуется «улучшению» поведения своего партнера, который прекратил критиковать его, должен как следует проверить, в чем причина такого изменения: потому, что нечего критиковать, или потому, что некого критиковать.
Целенаправленная критика
У Якова было много претензий по поводу отношения его жены к уборке дома. Он утверждал, что она слишком много занимается наведением порядка и уборкой, вновь и вновь протирает тряпкой уже чистые места, постоянно моет пол, и детей тоже заставляет мыться без необходимости. И все это — в дополнение к ее ответственной работе вне дома. Как следствие, когда дело доходит до занятия детьми, она уже очень устала, и нервно реагирует на их поведение и требования.
Основная претензия Якова заключалась в том, что у жены отсутствует система приоритетов. Она может заниматься чисткой люстры, в то время как на полу разбросана куча вещей, о которые спотыкается он и дети, что выводит его из себя.
Яков много раз делал жене замечания по этому поводу, но безуспешно. Более того, она реагирует на его замечания нервно и резко. Ронит, супруга Якова, очень чувствительна к его критике. Она утверждает, что он имеет право делать замечания по поводу беспорядка в доме, но только при условии, что каждый раз будет отмечать, что конкретно лежит не на своем месте. Ее раздражает не само по себе замечание о беспорядке, а то, что «я не согласна принимать его предписания по поводу того, что мне делать раньше, а что потом. Такие замечания — вне его области и его понимания». Ошибка Якова в том, что, когда он говорит о неправильном порядке предпочтений жены, он ставит под сомнение разумность ее решений, что мешает ей выслушивать его претензии, даже если они справедливы. Поэтому в данном случае ему лучше было сосредоточиться на вещах, валяющихся на полу, и отметить, что они ему мешают, не добавляя к этому ничего более.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»