Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Теплые слова важнее материального благополучия. Комплименты помогают сформировать положительный образ человека.

Никакая другая человеческая потребность не может сравниться по своей силе с потребностью в эмоциях. Рамбам считает, что признание собственной ценности — самая сильная потребность человека. Вот что он пишет в комментарии на Мишну (глава Хелек из трактата Санхедрин): «Мы находим, что большинство людей обременяют свои тела и души тяжелым трудом и непомерными усилиями для того, чтобы добиться высокого положения и почета, и чтобы другие люди их превозносили… А многие отдаляются от величайших телесных удовольствий из страха, что из-за них постигнет их стыд и позор от людей…»

Подтверждение тому факту, что признание и уважение для человека важнее, чем любое другое стремление или побуждение, мы находим в семейных отношениях. Зачастую, мы можем услышать от женщины, не испытывающей ни в чем недостатка, что «весь этот дворец, в котором я живу, для меня ничего не стоит, поскольку нет в нем душевного тепла», или «что мне до высокого общественного положения моего мужа, если он не обращает на меня внимания?» Можно также услышать от мужа: «Я готов поменять все эти вкусные и обильные обеды, которые готовит моя жена, на немного чувств и душевной теплоты». Высказывание на эту тему мы находим и в комментарии Мудрецов на стих «и белы зубы от молока» (Берешит 49:12): «Сказал раби Йоханан: Тот, кто заставляет товарища показать белизну зубов (т.е. заставляет его улыбнуться), лучше того, кто поит его молоком».

Именно из-за глубокой потребности человека в уважении и признании и из-за едкой обиды, которую чувствует человек, не получающий их, Тора столь сурово относится к тому, кто публично оскорбляет и задевает чувства ближнего: «У того, кто прилюдно заставляет товарища побледнеть, нет доли в Грядущем мире» (Бава меция 58). И это потому, что заставляющий побледнеть, подобен убийце. Ведь лицо обижаемого сначала краснеет, а потом бледнеет — как при убийстве, когда кровь вытекает из жил. И, действительно, люди, которые рассказывали о своих ощущениях при пережитом ими публичном позоре, говорили, что они предпочли бы умереть, или молились, чтобы земля поглотила их на месте.

Интересно, что у убийцы может быть доля в Грядущем мире, после того, как он искупит свой грех, а у публично позорящего другого человека, так что тот бледнеет, — нет. Это потому, что убийца убивает тело, а позорящий убивает душу.

Важность, которую человек придает своему положительному образу в глазах окружающих, выражается в заповеди «люби ближнего, как самого себя». Оказывается, что самая первая деталь данной заповеди, как ее объясняет Рамбам, — это обязанность хвалить товарища: «Заповедано каждому любить другого еврея, как себя, как сказано: “Люби ближнего, как самого себя”. Поэтому следует его восхвалять…» (Законы мнений 6:3).

Человек ожидает одобрения не только в свой адрес, но и в адрес всего, что к нему относится или связано с ним. Родители счастливы, когда хвалят их детей; человеку приятно, когда говорят, что его дом красив, что его автомобиль хорошо едет, что его почерк впечатляет. Муж или жена воспринимают как личный комплимент, когда хвалят их супруга.

Из книги «Еврейский дом»

C любезного разрешения организации «Мишпаха кеАлаха»


Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»… Читать дальше

Порядок зажигания светильников в Хануку

Рав Исроэль-Меир Лау

Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...

Законы и обычаи Хануки

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

из «Книги нашего Наследия»

Ханука

Рав Зеев Гринвальд

Слово «Ханука» подразумевает возобновление служения и жертвоприношений в Храме после его очищения

Ханука. Духовный смысл

Рав Лейб Александр Саврасов,
из цикла «Духовный смысл Хануки»

Ханукальные свечи — это вам не костёр на Лаг ба-Омер!

Менора

Браха Губерман

Настоящее чудо жизни скрыто в самом процессе возвращения еврея к Торе и заповедям. Человеку, который оторван от еврейской традиции, часто приходится двигаться к ней в полной темноте. И вдруг из одного горячего желания узнать, кто ты и понять это, возникает зажженная свеча, и путь становится чуть-чуть яснее. Уже можно разглядеть далекий-далекий слабый свет перемен к лучшему и всей душой стремиться к нему.

Тора о Хануке. Почему восемь дней?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.

Ханукия и Менора

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Кто зажигает Ханукию в своем доме поддерживает свет Иерусалимского Храма

Ханука, дни веселья и прославления Всевышнего

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Чудо с маслом, которое произошло в Храме