Из цикла «Еврейский дом», темы: Муж и Жена, Комплименты, Общение супругов, Еврейский дом, Симха Коэн
Никакая другая человеческая потребность не может сравниться по своей силе с потребностью в эмоциях. Рамбам считает, что признание собственной ценности — самая сильная потребность человека. Вот что он пишет в комментарии на Мишну (глава Хелек из трактата Санхедрин): «Мы находим, что большинство людей обременяют свои тела и души тяжелым трудом и непомерными усилиями для того, чтобы добиться высокого положения и почета, и чтобы другие люди их превозносили… А многие отдаляются от величайших телесных удовольствий из страха, что из-за них постигнет их стыд и позор от людей…»
Подтверждение тому факту, что признание и уважение для человека важнее, чем любое другое стремление или побуждение, мы находим в семейных отношениях. Зачастую, мы можем услышать от женщины, не испытывающей ни в чем недостатка, что «весь этот дворец, в котором я живу, для меня ничего не стоит, поскольку нет в нем душевного тепла», или «что мне до высокого общественного положения моего мужа, если он не обращает на меня внимания?» Можно также услышать от мужа: «Я готов поменять все эти вкусные и обильные обеды, которые готовит моя жена, на немного чувств и душевной теплоты». Высказывание на эту тему мы находим и в комментарии Мудрецов на стих «и белы зубы от молока» (Берешит 49:12): «Сказал раби Йоханан: Тот, кто заставляет товарища показать белизну зубов (т.е. заставляет его улыбнуться), лучше того, кто поит его молоком».
Именно из-за глубокой потребности человека в уважении и признании и из-за едкой обиды, которую чувствует человек, не получающий их, Тора столь сурово относится к тому, кто публично оскорбляет и задевает чувства ближнего: «У того, кто прилюдно заставляет товарища побледнеть, нет доли в Грядущем мире» (Бава меция 58). И это потому, что заставляющий побледнеть, подобен убийце. Ведь лицо обижаемого сначала краснеет, а потом бледнеет — как при убийстве, когда кровь вытекает из жил. И, действительно, люди, которые рассказывали о своих ощущениях при пережитом ими публичном позоре, говорили, что они предпочли бы умереть, или молились, чтобы земля поглотила их на месте.
Интересно, что у убийцы может быть доля в Грядущем мире, после того, как он искупит свой грех, а у публично позорящего другого человека, так что тот бледнеет, — нет. Это потому, что убийца убивает тело, а позорящий убивает душу.
Важность, которую человек придает своему положительному образу в глазах окружающих, выражается в заповеди «люби ближнего, как самого себя». Оказывается, что самая первая деталь данной заповеди, как ее объясняет Рамбам, — это обязанность хвалить товарища: «Заповедано каждому любить другого еврея, как себя, как сказано: “Люби ближнего, как самого себя”. Поэтому следует его восхвалять…» (Законы мнений 6:3).
Человек ожидает одобрения не только в свой адрес, но и в адрес всего, что к нему относится или связано с ним. Родители счастливы, когда хвалят их детей; человеку приятно, когда говорят, что его дом красив, что его автомобиль хорошо едет, что его почерк впечатляет. Муж или жена воспринимают как личный комплимент, когда хвалят их супруга.
Из книги «Еврейский дом»
C любезного разрешения организации «Мишпаха кеАлаха»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.