Из цикла «Еврейский дом», темы: Муж и Жена, Общение супругов, Еврейский дом, Критика, Рав Симха Коэн
Среди критиков мы можем найти таких, кто всегда видят все в черном цвете. Возможно, они унаследовали это качество у своих родителей, или пережили трудности, которые сделали их постоянно неудовлетворенными жизнью. Иногда за пределами семьи супруг не слывет критиканом, но вот в семье он постоянно делает замечания по мелочам. В таком случае вполне вероятно, что этому критикану чего-то недостает в семейной жизни, чего он не получает, но он не высказывает свои претензии в данном вопросе, а неудовлетворенность переносится у него на другие аспекты и вопросы семейной жизни. Супруг, который подвергается нападкам, недоумевает, почему его атакуют из-за таких мелочей. Но, на самом деле, как мы сказали, эта критика — выражение нехватки и нужды в других вопросах.
Человек, который знаком с этим явлением, вместо того, чтобы сказать себе: «Мой супруг — просто зануда, делающий из мухи слона», попытается выяснить у партнера по браку, каких вещей тому недостает в семейной жизни, и подумает, как ему их предоставить, чтобы развеять мрачную атмосферу в доме.
Иногда критика проистекает из того, что критикан не чувствует, что его партнер по браку ценит его, и поэтому он «транслирует» свое неудовлетворение на него. К тому же своей критикой он пытается намекнуть, что и партнер по браку также недостоин, чтобы его ценили.
В таком случае решение проблемы очевидно: чем больше такой критик получит похвал и комплиментов за свои положительные качества, тем меньше у него будет потребности критиковать и делать замечания. Но проблема в том, что в большинстве случаев супруги допускают ошибку. Они не хвалят друг друга, утверждая: Как можно хвалить человека, который постоянно придирается к мелочам. Он подавляет всякое желание идти ему навстречу. Но, как мы сказали, все же лучше проявить инициативу и начать хвалить его, потому что в противном случае критика только усилится, и атмосфера в доме станет еще более неприятной.
«Почему» как критика
Наблюдение многих семейных пар и их отношений показывает нам, что когда один из супругов часто спрашивает другого «почему», этот вопрос воспринимается как критика, несмотря на то, что далеко не всегда очевидно намерение спрашивающеего кого-то осуждать. Например, жена спрашивает мужа: Почему ты не идешь есть? — не сообщив ему перед этим, что ужин готов. Или муж спрашивает жену: Почему игрушки разбросаны по полу? На первый взгляд, они не высказали ничего негативного, но ясно, что такой вопрос воспринимается как критика. Если вопрос сопровождается также критической интонацией, то понятно, что мы имеем дело с давлением и обвинением, и вопрошающий «почему?» не сможет утверждать, что он просто спросил, а не сделал замечание. Этот момент следует особо подчеркнуть, поскольку часто один из супругов утверждает, что его партнер — критикан, в то время как тот не понимает, на каком основании на него навесили такую позорную метку. Выясняется, однако, что, хотя он не нападает напрямую на супруга, его вопросы создают ощущение, что рядом находится критикан и зануда.
В качестве критикующих могут использоваться самые «невинные» высказывания. Например, когда один супруг говорит другому: «Я в отчаянии», а иногда даже «чтоб ты был здоров» или «лапочка», но тон и интонация, с которым они произносятся, и ссора, случившаяся перед этим, ясно показывают, что речь идет о критике по отношению к другому человеку.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Вторая часть Пятикнижия содержит немалое количество чудес. Голос Всевышнего раздается из несгорающего куста, Моше грозит египтянам казнями, и вода Нила превращается в кровь...