Из цикла «Еврейский дом», темы: Муж и Жена, Общение супругов, Еврейский дом, Критика, Рав Симха Коэн
Часто встречающаяся ошибка в критике: ее направленность на личность критикуемого, а не на действие, которое тот произвел. Например: «Зачем ты это сделал?! Ты — не человек! Ты не считаешься с другими!»
И это вместо того, чтобы сосредоточиться только на обиде и боли, которую причинил критикуемый. Например, если бы «пострадавший» отреагировал так: «Меня очень обидели сказанные тобой слова», это был бы рассказ об обиде, без упоминания конкретного обидчика. Такого рода замечание не ставит обидчика в неловкое положение, и поэтому он способен его выслушать.
А вот при атаке на личность мы заставляем его заткнуть уши и не воспринимать боль критика. В результате, он слышит слова критики, но не воспринимает их внутренне. Он может даже огрызнуться: на вопрос «Почему ты это сделал» ответить: «Так тебе и надо!» или «Это вовсе не обидно, просто ты слишком чувствителен», или «Ты тоже меня часто обижаешь!» Это спонтанные реакции на атакующую критику, показывающие, что критикуемый не обращает внимания на собственно содержание критики, поскольку его мысли сосредоточены на организации контратаки.
Нужно еще заметить следующее. Когда критика высказывается в форме вопроса: «Почему ты сделал так-то?!», это побуждает критикуемого к быстрому ответу вместо того, чтобы заставить его задуматься о возможной ошибке. Поэтому он автоматически отвечает на вопрос и переносит вину на другого: «Так тебе и надо, с таким как ты так и нужно себя вести», и т.п.
В противоположность этому, если супруг скажет: «Я предполагаю, что ты не хотел меня обидеть, но в твоих словах, или в твоем поведении, было нечто очень меня обижающее». Такое обращение к обидчику не заставляет того обязательно защищаться или искать различные оправдания своему недостойному поведению, и, несомненно, не понуждает его отметать с порога все замечания, которые ему высказываются. Ведь жалующийся не атаковал обидчика, а рассказал о своем неприятном ощущении. Вместе с тем он дал обидчику возможность самому выйти из неудобного положения и признать свою неправоту.
В принципе, в критических замечаниях речь должна идти не о прошлом, а о том, что нужно делать теперь, начиная с сегодняшнего дня. Копание в прошлом не конструктивно, оно приводит критикуемого в замешательство. События прошлого не должны упоминаться в критике, за исключением случая, когда нужно указать на вещь, от которой следует воздерживаться в будущем. Поэтому, даже если человек обижен, вместо того чтобы нападать на то, что уже было, лучше сказать: «Я понимаю, что ты хотел обратить мое внимание на такие-то мои действия, которые тебе не кажутся правильными. Лучше, чтобы ты обратил мое внимание на это с помощью высказываний другого рода. Например, отметив несколько вещей, в которых ты мной доволен, а потом уже высказал бы свое замечание».
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.