Из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы», темы: Речь, Недельная глава, Лашон а-ра, Тецаве, Ложь, Реклама, Нахум Пурер
Сынам Израиля велено доставить чистое оливковое масло для зажигания храмового светильника в Мишкане (Шатре Откровения). Далее следуют указания по изготовлению восьми служебных одежд для Первосвященника: хошен – нагрудник из ткани, в который вправляли двенадцать драгоценных камней с именами колен Израиля; эйфод – декоративный фартук на лямках; меиль – длинная мантия без рукавов с золотыми колокольчиками и гранатами на подоле; ктонет – клетчатая рубаха из льна; мицнефет – льняной тюрбан; авнет – длинный вышитый пояс; циц – золотая пластина для ношения на лбу, и михнасаим – короткие штаны. Когда наряд будет готов, Моше должен провести семидневный обряд посвящения в должность Аарона и его сыновей-коэнов, включая жертвоприношения, облачение священников в новые одежды и помазание Аарона маслом. Б-г повелевает дважды в день – с восходом и перед заходом – приносить в жертву годовалого ягненка. Это жертвоприношение, совершаемое в Мишкане, дополняется хлебным даром и возлияниями вина и масла. В конце раздела дано указание изготовить жертвенник для воскурения благовоний; приводятся конструктивные детали жертвенника. Обслуживать его поручено также Аарону и его потомкам.
Евреи пользовались колокольным звоном еще задолго до появления церковных звонниц, Царь-колокола и американского колокола Свободы. В сегодняшнем разделе Б-г повелевает пришить к подолу мантии, которую носит Первосвященник, гранаты и золотые колокольчики: "И будет она (мантия) на Аароне во время служения, и слышен будет ее звук (звон колокольчиков), когда он будет входить в святилище к Б-гу и когда будет выходить, – и не умрет" (28:35).
Лет сорок назад телевизоры в некоторых западных странах были оснащены особым устройством для стирания из титров непристойных или бранных слов. Трудно сегодня поверить, но некоторые еще помнят, что в Советском Союзе штрафовали за матерщину в общественном месте. Теперь словесный мусор свободно печатают в газетах, передают по телевидению. Грязная, хамская речь стала нормой – не только в израильском Кнессете, но и на улице, в семьях, школах, кинофильмах и даже в учреждениях. Непарламентских выражений практически не осталось.
Нормы речи, предписываемые Торой, кардинально отличаются от того, что мы слышим и читаем сегодня, – как день от ночи. Еврею запрещено плохо отзываться о ближнем, даже если он говорит правду. Исключения возможны лишь в тех случаях, когда требуется предостеречь потенциальные жертвы обмана или подлости. Сама Тора может служить образцом языковой чистоты. Ее Автор потратил девять дополнительных букв, чтобы избежать вполне невинного для наших ушей слова «нечистые», заменив его на «которые не есть чистые».
Мантия, которую носил Первосвященник, искупала грех злоречия – сплетен, клеветы, непристойностей. Она была окрашена в синий цвет, как синее море, которое знает свои береговые границы, и как синий небосвод, на котором планеты движутся только по заданным орбитам. Так и человек должен строго следовать тем законам и правилам, которые установил ему Творец, в том числе, уметь держать язык за зубами, избегать словесной нечистоты.
Колокольчики были пришиты к подолу мантии и звенели, когда Первосвященник вступал в пределы Храма. Этот звон напоминал евреям, что слова бывают разные: разрешенные и запрещенные, которые нельзя говорить и слушать, которые необходимо стереть из "титров".
"И будет Аарон воскурять на нем (малом жертвеннике) благовония каждое утро...и в послеполуденное время – ежедневное воскурение перед Б-гом" (30:7,8).
Реклама – краеугольный камень современного общества. Искусство рекламы состоит не в том, чтобы продать товар, а в умении продать человеку представление о себе самом – каким он будет, купив этот товар. Новую зубную пасту с синими полосками на тюбике (под американский флаг) раскупают не для того, чтобы иметь ослепительно белые зубы, как у мужчины, красующегося на рекламном плакате. Эта паста привлекает не обещанием белозубой, лучезарной улыбки, а образом жизни, который ведут люди с такой улыбкой. Все мы знаем, что белозубые люди, смотрящие на нас с глянцевых проспектов, рекламных газетных полос и с телеэкрана, не ведают печали. Они никогда не бывают несчастными. Вся их жизнь – сплошной праздник. Они разъезжают на "ролс-ройсах", пьют шампанское в шикарных ресторанах, летают в сверхзвуковом авиалайнере на Лазурный берег, не думая ни о машканте (ипотечной ссуде), ни о минусе в банке. Такая жизнь доступна каждому из нас. Только не пожадничайте и купите тюбик в синюю полоску.
В наш век иллюзия и реальность поменялись местами. Сказка становится былью. Когда по ходу действия многосерийной мыльной оперы умирает герой и его имя исчезает из титров, продюсеры получают траурные венки от безутешных зрителей. Юные девочки насмерть влюбляются в звезду поп-музыки, давно скончавшуюся от СПИДа (Фредди и теперь живее всех живых), чья слава создана умелыми руками и богатым воображением высокооплачиваемых постановщиков видеоклипов.
И лишь правда не ищет рекламы и чурается публичности. Рав Шломо-Залман Ойербах, благословенна память о праведнике, жил в Иерусалиме, в маленькой, старой двухкомнатной квартире, унаследованной от родителей жены. Он не появлялся на телеэкране и не давал интервью, не делал скандальных заявлений и не ругался до хрипоты в модных ток-шоу. И вообще, он был очень скромным, даже стеснительным человеком, избегал всяких почестей. Но к его дому не зарастала народная тропа. Тысячи евреев приходили, приезжали и даже прилетали к нему из-за океана за советом и помощью, за алахическими решениями. Ибо рав Ойербах был Гадоль а-дор, величайшим мудрецом и праведником поколения, авторитетнейшим знатоком Торы, учителем учителей. Когда он умер, проститься с ним пришли не то 300, не то 400 тысяч человек, хотя о времени его похорон даже не было объявлено по радио.
Воскурение благовоний проводилось на жертвеннике, описываемом в настоящем разделе, уединенно, вдали от любопытных глаз. Но об этой процедуре знали все, потому что запах воскурений разносился на десятки километров вокруг – до самого Иерихона. У евреев есть особое чутье на подлинное величие. Когда человек излучает внутреннюю чистоту и святость, когда его устами говорит сама Тора, ему не нужна белозубая агитация. Его и так отыщут и признают.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»