Из цикла «Еврейский дом», темы: Муж и Жена, Рав Симха Коэн, Эгоизм, Альтруизм, Отношения между людьми
Когда получающий нуждается и зависит от милостей другого человека, он ощущает себя ниже него и страдает от недостатка независимости — одной из базисных потребностей человека. А когда кого-то награждают ценным подарком за героический поступок, такое получение не только не сопряжено с ощущением стыда и неудачи, но, наоборот, является поводом для законной гордости. И в таком случае, чем ценнее будет подарок, тем большее удовольствие доставит, поскольку этот подарок является не благотворительной помощью в трудной ситуации, а, напротив, выражением уважения и признания величия и заслуг получателя, который помог дарителю в трудной ситуации.
Подведем итоги. Если мы исследуем ожидания людей, мы придем к выводу, что каждый человек заинтересован в том, чтобы давать другим только добровольно, без принуждения, и получать только в качестве признания за свои деяния, а не в качестве гуманитарной помощи находящемуся в сложной ситуации.
В соответствии с изложенными принципами, нам будет легче понять систему взаимоотношений в семье, возникающие трудности и методы их преодоления.
Практическая связь между супругами складывается через помощь в удовлетворении потребностей друг друга. В результате этого, между супругами возникает эмоциональная связь, которая переводит готовность партнера отдавать в эмоцию: мой супруг ценит меня, он хочет, чтобы я был его партнером, ведь он готов жертвовать чем-то ради меня.
В этой системе, как и в системе общественной, приятно получать, когда тебя ценят, и неприятно получать, когда чувствуешь, что тебе делают одолжение. Легко давать, исходя из добровольной готовности помочь, и тяжело, когда помощь превращается в обязанность.
Чтобы построить идеальную ситуацию, в которой оба супруга будут чувствовать себя комфортно в системе взаимоотношений между ними, следует создать структуру коммуникации, в которой просящий о помощи даст партнеру ощущение, что он относится к нему не как к обязанному, а как к волонтеру, и поэтому он просит его сделать одолжение. Помогающий же, напротив, даст получающему услугу ощущение, что он оказал помощь в качестве обязанности, а не как одолжение.
Проведем мысленный эксперимент и проследим за встречей чиновника с обращающимися к нему гражданами. Здесь мы можем увидеть интересную связь между обязанностью и волонтерством. Иногда встречаются заносчивые чиновники, которые строят из себя «важную птицу». Они не улыбаются, делают замечания обращающимся к ним и даже стоящим в очереди — издалека. И вот мы замечаем среди клиентов человека, который говорит чиновнику слова благодарности и признательности за помощь.
Удивленный чиновник улыбается и отвечает: «Я только выполнил свою работу».
«Нет, — говорит клиент, — Вы встали и побеспокоились специально для меня».
«Это ничего, — реагирует чиновник, — Я должен вас обслуживать! Для этого я тут сижу и за это получаю зарплату».
Другими словами, к чиновнику отнеслись как к добровольцу, и в результате он был готов позиционировать себя как обслуживающий персонал для обратившихся к нему клиентов.
Из книги «Еврейский дом»
C любезного разрешения организации «Мишпаха кеАлаха»
Рав Моше Лебель
Законы зажигания субботних свечей
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Законы, связанные с работой зажигания и тушения огня.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Бенцион Зильбер
Где, когда и почему зажигать ханукальные свечи?
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»
Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением шаббата зажигают свечи.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Приготовление еды в Йом-Тов
Рав Лейб Гельфанд
Почему женщина наказывается смертью за нарушение трех вышеупомянутых заповедей именно «при родах»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Уриэль Зильбигер
Раби Иоси бар-Иеуда говорит: два ангела-служителя сопровождают человека, когда в пятницу вечером он возвращается из синагоги домой: один — доброжелатель, другой — осуждающий
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тора предписывает жить в суке семь дней точно так же, как все остальное время человек живет в своем доме.