Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Альтруизм

Альтруизм — одно из важных для еврея качеств, «мидот», которое выражается в стремлении бескорыстно заботиться о других. Чем больше в человеке альтруизма, тем он ближе к Творцу. Чтобы искоренить в себе противоположность альтруизма — эгоизм, стяжательство — многим приходится проделать непростую работу.

Оглавление

Влияние Торы на душу человека [↑]

Как известно, в Торе есть 613 заповедей: 248 повелительных и 365 запретительных. Нам не дано до конца постигнуть смысл их всех, но многие из них, безусловно, даны также и для того, чтобы улучшить человека, чтобы он раз за разом взращивал в себе альтруизм.

Нам заповедано любить ближнего, как самого себя (Ваикра 19:18), уважать мудрецов и вставать перед ними, уважать родителей. Мы должны давать цдаку, навещать больных, возвращать утерянную кем-то вещь, одалживать деньги или продукты тому, кто просит.

Нам запрещается возжелать чужое имущество, оставлять без помощи путника, обижать обездоленных (например, сирот и вдов). Запрещается подбирать упавшие колоски, собирать все грозди с виноградной лозы, подбирать упавшие ягоды, а также подбирать снопы, забытые при сборе урожая: все это мы обязаны оставить беднякам. Запрещено способствовать заключению сделки, подразумевающей выплату долга с процентами, нельзя притеснять наёмного работника, задерживая его зарплату, не позволяется брать у должника залог силой, и не позволяется заимодавцу удерживать у себя залог в час, когда он необходим должнику.

А главное — нам запрещено обижать друг друга речами, запрещено ненавидеть друг друга, позорить друг друга, мстить, проявлять злопамятность.

Заповедь Торы «Возлюби ближнего как самого себя» Раби Акива называет Главным правилом Торы, то есть еврей должен воспитать себя таким образом, чтобы его ближний, его заботы и потребности, были не менее важны для него, чем его собственные нужды. Поэтому каждый раз, когда мы помогаем ближнему, — это акт альтруизма, и об этом Тора заповедовала «Возлюби ближнего как самого себя». Эта заповедь — основа альтруизма, и она особенно актуальна в наши дни, когда современное светское общество призывает всех жить лишь для собственного удовольствия.

Альтруисты и стяжатели [↑]

Никто, пожалуй, не рассказал доступнее об альтруизме и практических путях его приобретения, чем рав Элияу Деслер в своем Эссе о благодеянии. Вот вкратце идеи и выводы тех глав этой книги, что посвящены альтруизму.

Когда создал Вс-вышний человека, Он дал ему возможность играть в жизни одну из двух ролей: роль стяжателя или роль альтруиста. Альтруизм, желание давать — это качество, основы которого находятся в высших духовных сферах. Ибо Создателю присуще жалеть и творить добро. Он даёт, и не получает ничего взамен. Ему ничего взамен и не нужно — ведь у Него есть всё.

С подобной возможностью был создан и человек. Именно благодаря этому, человек способен жалеть, творить добро, бескорыстно отдавать ближнему. Чем больше в человеке альтруизма, тем больше он уподобляется Вс-вышнему и ближе к святости.

Эгоизм проистекает из наших телесных основ, «праха земного», из которого был создан Адам, тогда как альтруизм — это качество чистой души.

Стяжательство заключается в том, что человек хочет прибрать к рукам абсолютно всё, что попадает в сферу его внимания. Это влечение также иногда называют «любовью к себе», эгоизмом. Оно является источником всего зла.

Душа всегда стремится к одной из крайностей, а среднего не дано. В ее сокровенных желаниях нет компромиссов; поэтому истинные интересы человека никогда не носят нейтральный характер. Любое действие, слово, мысль обязательно исходят или из абсолютного альтруизма или из абсолютного эгоизма. Исключением являются только те мысли человека, которые не имеют отношения к происходящему во внешнем мире.

Альтруист (в отличие от эгоиста) чувствует, что не желает подарков. Все бесплатное ему претит. Его основное стремление — это давать. Его не привлекают вещи, которые находятся вне сферы его влияния.

Когда альтруист получает что-нибудь от других, у него возникает горячее желание рассчитаться с ними за приобретенное. Если же рассчитаться он не может, то чувство необходимости уплатить задерживается у него в сердце. Это чувство называется «благодарностью», стяжателю неведомое. Стяжатель если и благодарит, делает это, потому что так принято, но в душе ничего не испытывает.

Как стать альтруистом? [↑]

Человек не рождается идеальным. Прежде чем стать праведником, он, несомненно, проходит стадию работы над собой. В этой работе есть различные методы. Один из таких методов использует эгоистичное желание «притянуть» к себе, желание брать — в положительных целях.

Тот, кто помогает ближнему из чувства жалости или сочувствия к нему, ещё не достиг уровня чистого альтруизма. Ведь им движет желание избавиться от собственных отрицательных эмоций! Ему неприятно, что его друг страдает, и только поэтому он хочет другу помочь.

Источник подобных переживаний — желание брать. Ведь, в конце концов, он отдаёт ближнему только по тому, что преследует свои личные интересы. Он отдаёт для себя. Тем не менее, этими чувствами можно воспользоваться для достижения духовного роста.

Но на следующем этапе от страсти брать надо полностью избавиться, иначе человек не сможет превратиться в того, кто дает. Стяжательство и альтруизм — две вещи несовместимые!

Для того чтобы разбудить в себе желание давать, человек может начать с попытки вообразить все заботы и переживания своих ближних. Здесь очень важно попытаться как можно более подробно понять все детали их переживаний и представить их себе как можно более реально. Тогда действительно почувствуешь участие и жалость к другим!

Теперь он должен вообразить, как счастлив будет его ближний, если получит то, чего ему так не хватает. Опять же, очень важно представить себе радость ближнего как можно более ярко, и во всех деталях. Теперь, если у него будет возможность одарить своего ближнего тем, что может так его осчастливить, ему будет гораздо легче отдать ему предмет его желаний, и таким образом он укрепит склонность давать.

Если же желающий воспитать в себе альтруизм чувствует, что подобные упражнения не достаточно эффективны, то может использовать также чувство страха. Он может сказать себе, что человек обязан давать другим. Он должен представить себе, какие чувства должен испытывать тот, кто активно делится с другими.

Кроме того, он должен просто начать давать! Тогда его действия пробудят желание давать, которое скрывается в глубинах его души.

Следует помнить о том, что даже самая небольшая выгода или самое невинное удовольствие, которое человек получает даром, несомненно перекликаются с дурными стремлениями, таящимися в его душе. Поэтому тот, кто хочет развить в себе положительные качества и, в конечном счете, уподобиться Творцу, должен всеми силами избегать дармовщины.

Влияние Хеседа на душу человека [↑]

Пожалуй, самой важным рычагом для воспитания в человеке альтруизма является Хесед. Помогая другому и материально, и духовно, человек воспитывает в себе любовь к людям и преодолевает естественность эгоизма, с которым рожден.

Если быть внимательным, то возможности делать Хесед окружают нас постоянно: от мелочей (поднять упавший у пожилого человека предмет, уступить беременной женщине место в автобусе, поднять по ступенькам чью-то тяжелую коляску) — и до более серьезных: посвятить часть своего драгоценного времени регулярной помощи отстающему в учебе другу, сделать для пожилой родственницы предпасхальную уборку, уезжая на субботу в гости, предоставить свою квартиру незнакомым людям, приглашенным на субботу в ваш район…

Учит нас Рамбам (в комментарии на Пиркей Авот), что лучше дать тысячу раз по одной монете тысяче разных людей (которым это не сильно поможет), чем тысячу монет — одному (которому это очень даже поможет). Суть этого указания проста: делая много действий, а не одно, человек больше приучается к доброте. Заповедь цдаки — не для нуждающихся, о которых Вс-вышний может позаботиться напрямую, а для самого человека, который посредством цдаки улучшает свои качества. Выполняя заповеди Торы, мы и помогаем другим, и воспитываем себя.

Выводить материалы