Из цикла «Еврейский дом», темы: Обида, Муж и Жена, Прощение, Еврейский дом, Рав Симха Коэн, Примирение, Ссора
Часто бывает, что супруги просят прощения друг у друга, не обращаясь к чувствам потерпевшего. Это может произойти, например, во время случайной встречи в коридоре. Такая просьба плохо выражает сожаление и извинение, и может создасться впечатление, что она не идет от сердца, а произносится лишь для того, чтобы освободиться от криков обиженного и чтобы продолжать спокойно жить без неприятного ощущения, связанного с обидой. Поэтому, если действительно просят прощения у пострадавшего и хотят, чтобы эта просьба была обращена к его чувствам, следует делать это по специальному приглашению, а не походя. Другими словами, необходимо сесть и специально поговорить о допущенной ошибке.
Чтобы просьба о прощении дошла до сердца, можно попробовать записать ее письменно и передать обиженному. Преимущество письма заключается в том, что с его помощью можно в точности отреагировать на чувствительные моменты, на которые обиделся адресат, что сложнее выразить при устных извинениях из-за смущения и замешательства, которые ощущает извиняющийся. Еще одно преимущество заключается в том, что, как правило, прочувствованное письмо прочитывается несколько раз, и с каждым прочитыванием просьба о прощении глубже проникает в душу пострадавшего. Вместе с тем, письмо не может служить в качестве средства для извинений на постоянной основе, поскольку пострадавшему будет казаться, что у супруга недостаточно смелости высказать свои извинения в лицо.
Супругам, которые хотят освободиться от гнета длительной ссоры, но у них не получается это сделать из-за спора, кто обидел кого, или из-за того, что одному из них по какой-то причине трудно просить прощения, я предлагаю назначать «дежурного» по извинениям, который попросит прощения у партнера. Если есть необходимость, я устанавливаю вместе с ними, через какое время после ссоры «дежурный» подойдет просить прощения. Хотя в первые разы такое средство кажется искусственным и неестественным, тем не менее, оно действует к взаимному удовлетворению всех пользующихся им. Ведь процесс, который приучает супругов быстро мириться и возвращаться к обычному спокойному поведению, приводит к тому, что и тот из супругов, кто ранее имел сложности с извинениями, понемногу приучается просить прощения.
Из книги «Еврейский дом»
C любезного разрешения организации «Мишпаха кеАлаха»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.