Из цикла «Дорога обратно», темы: Сотворение мира, Природа, Рав Меир Шиллер, Доказательство, Поиск истины
Рассмотрев в качестве указания на существование Б-га систему безупречного порядка и продуманности физической Вселенной, мы можем перейти к сходной, хотя и менее классической линии аргументации. Это доказательство обычно ассоциируется с религиозным экзистенциализмом и не является результатом эмпирического мышления. Оно утверждает, что указание на существование Б-га индивидуумы получают от собственного ощущения упорядоченности реальности, т. е. источник доказательства от «порядка» заключается в повседневных ощущениях человеческой души. Каждый человек, за исключением душевнобольных, воспринимает привычное устройство реальности как нечто вселяющее уверенность. Другими словами, мы чувствуем, что все вокруг нас непостижимым образом устроено так, как и должно быть.
Многие молодые читатели могут припомнить грустнокомический персонаж из комикса Супермен. Это существо по имени Бизарро (Странный) родом с планеты, населенной расой Бизарро-людей. Все на этой странной планете было перевернутым и непредсказуемым. Дома строились крышами вниз, мыши охотились за котами, героизм считался позором, а трусость — величайшей доблестью; при рождении человека скорбели, а на похоронах радовались и т. д.
Наш собственный мир представляет собой разительный контраст непонятному миру Бизарро. Он наполнен атмосферой доверия и надежности, глубоким осознанием неизменной упорядоченности нашего существования. Мы внутренне чувствуем, что слова матери, утешающей ребенка, который боится темноты, успокаивающе обыденны, и оснований для тревоги дейтвительно нет. А в лишенной Б-га Вселенной секулярных материалистов отсутствует логика, помогающая внушить людям это ощущение незыблемого порядка, и лучшее, на что атеисты могут надеяться (странное слово для неверующего!), это стоическая покорность повергающим в уныние «шуму и ярости» бессмысленной жизни. Ведь если человек не более чем хаотическое скопление эволюционных сил, если Вселенная не более чем случайный результат изменения материи, если конечное предназначение каждого человека — вечное забвение, если за пределами физического существования нет жизни (а значит нет смысла жить), — то в таком неприветливом мире ощущать покой и комфорт — безрассудство, ужас ребенка перед темнотой — реальность, а слова утешения — ложь.
В этом месте некоторые читатели могут сказать: «Увы, в нашей жизни не больше реальности и порядка, чем в жизни обитателей планеты Бизарро». Что ж, если вы живете с таким ощущением угнетающего бессилия, тогда, дорогой читатель, я могу лишь выразить сочувствие по поводу вашего действительно душераздирающего состояния и решительно настаиваю, чтобы вы отвергли данное доказательство. Перейдите к рассмотрению следующих.
Однако, надеюсь, что у большинства людей, читающих эту страницу, есть способность ярко ощущать, воспринимать жизнь, любовь, доверие. И я хотел бы попросить их проанализировать свои чувства и попытаться определить причину, рождающую это ощущение. В результате, либо читатель признает существование Милосердного Б-га, либо вынужден будет созерцать жизнь с чувством полной беспомощности.
С разрешения издательства Швут Ами
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»