Из цикла «Еврейский дом», темы: Обида, Психология, Муж и Жена, Общение супругов, Еврейский дом, Рав Симха Коэн
Мы можем заметить различие в реакциях мужа и жены в случае, когда один из них серьезно обиделся на супруга. Когда муж обижается на жену, он закрывается в своих чувствах, и зачастую ему кажется легитимным и нормальным прекратить на определенный период свою деятельность по дому. Ведь он видит себя волонтером, и если супруга оскорбила его, он чувствует себя в своем праве отстраниться от дома до получения сатисфакции. А жена, хотя ее чувства могут быть задеты сильнее и глубже, чем у мужа, все равно продолжает выполнять домашнюю работу, поскольку рассматривает ее как свою обязанность, и обида, какой бы болезненной та ни была, никак не оправдывает прекращения исполнения обязанностей.
Эту разницу между супругами можно увидеть уже на этапе спора и ссоры. Когда жена сердится на мужа, — чем больше ее злость, тем больше слов она говорит, и тем выше ее тон. А муж может отключиться: замолчать, выйти из комнаты или даже пойти гулять — «проветриться». Молчание, игнорирование или выход из комнаты во время спора — это действия, отрицающие партнерство, и их предпринимать не стоит, поскольку они еще больше злят жену. Ведь именно сейчас, во время ссоры, которая создает ощущение разрыва, ей необходимо еще сильнее ощущать их партнерство. А он, не обладая партнерской психологией, уверен, что делает правильный шаг: временно отдалиться от нее, чтобы ослабить царящее в доме напряжение.
Еще одно различие между мужчиной и женщиной (вероятно, также связанное с партнерским характером женщины), проявляется в ситуации, когда оба задели чувства друг друга. Талмуд (Нида 31) упоминает, что мужчина мирится и прощает быстрее, чем женщина. Что символично: мужчина создан из праха земного — мягкого и податливого, а женщина — из более твердой плоти и кости Адама…
На самом деле, исследуя поведение мужчин и женщин после обоюдной обиды, мы находим, что, даже если женщина готова на примирение, ей нужно больше времени, чтобы изменить свое поведение с враждебного на любящее; а мужчина, даже если он дольше ощущает гнев внутри себя, способен внешне вести себя дружелюбно.
Во время ссоры возникает эмоциональное отдаление между мужем и женой. Примирение означает связь и соединение их чувств. Связь жены с мужем крепче, чем шаткое соединение мужа с женой. Поэтому для перехода от эмоциональной отдаленности к сердечной близости женщине требуется больше времени.
Ответственный, но не виноватый
Существует еще одна проблема, связанная с партнерской психологией женщины и изоляционистской психологией мужчины. Мужья часто жалуются, что их постоянно критикуют, не различая, справедлива ли критика или нет, и не разбирая, подходящее ли сейчас время для критики. «У меня тоже есть много поводов для замечаний и критики, но я воздерживаюсь от этого, чтобы не испортить позитивную атмосферу в доме», — говорят мужчины.
Данная претензия мужа — одна из наиболее часто встречающихся, и это говорит о том, что подобное поведение женщин порождено не ее стервозностью и неумением себя вести, как многие думают, а ее свойствами партнерства.
В рамках нашего обсуждения можно принять утверждение мужа, что жена слишком много его критикует, и можно также понять, почему это происходит: жена связана с домом, с семьей и с мужем больше, чем он привязан с ним. Чем больше человек привязан к чему-либо, тем больше он критикует. Например, человек делает больше замечаний своему ребенку, чем сыну соседей. И это не потому, что он лучше относится к соседскому ребенку, а потому, что к своему сыну он больше привязан, и тот ему небезразличен.
Мужу стоит также посмотреть на это с иной точки зрения. Он считает, что супруга постоянно делает ему замечания. Но для нее большая часть ее высказываний, которые мужу кажутся жалобами, на самом деле являются попытками поделиться с ним своими мыслями. Подобные же мысли, вполне возможно, мелькают и в голове мужа, но он не находит нужным выражать их словами, поскольку у него отсутствует то партнерское качество, которое отличает его супругу.
Кроме того, мужу следует знать, что Всевышний заложил в чувства супруги склонность видеть в муже ответственного за нее как за свою женщину. Чувство ответственности Он заложил также и в психику мужчины, и тот ощущает себя ответственным за жену и за ее чувства и заботится о том, чтобы ей было хорошо. Поэтому ему еще неприятнее слышать ее критику, когда она высказывает свое недовольство, даже если она не жалуется на него лично. Другими словами, мужу кажется, что жена «обвиняет» его, но это неверно: она видит в нем ответственного.
Вместе с тем, жене следует понимать, что даже если она не собирается обвинять мужа, и поэтому позволяет себе резко выражать свое недовольство той или иной ситуацией, муж воспринимает это совсем иначе. Ему кажется, что критика направлена на него и против него, и он ощущает обиду, которая запускает в нем внутренний процесс эмоционального отдаления от жены. Поэтому супруге стоит поднять этот вопрос напрямую и объяснить мужу, что он не должен относиться к ее словам как к критике, но как к процессу партнерства, в котором она очень нуждается. Более того, ей следует добавить: «Если ты выслушаешь меня как следует и выразишь понимание и солидарность, я быстрее успокоюсь, и мне будет легче положительно к тебе относиться».
Из книги «Еврейский дом»
C любезного разрешения организации «Мишпаха кеАлаха»
Читайте: тема Еврейский дом
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.