Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Суббота, Еврейский закон, Мукце, Яков-Йехезкель Позен, Запреты в Субботу
Нолад, т.е. родившиеся, появившееся на свет заново и не существовавшее до начала шабата, например золу от сожженных неевреем в шабат дров (даже если он сжег их для себя), запрещается перемещать даже для того, чтобы воспользоваться ей или ее местом143. Некоторые утверждают, что и снесенное в шабат яйцо, и надоенное в шабат молоко включаются в эту категорию. Но предмет, который уже существовал до шабата и в шабат только изменился, как например, разбившаяся посуда или кости, отделённые от мяса, хотя есть устрожающие и запрещающие их перемещение в йом тов как нолад, в шабат этот запрет к ним не относят145.
Кроме описанных выше, существуют еще два вида мукце. Запрет их перемещения не вытекает из того, что мы отчуждаем их в своем сознании, но мудрецы своим постановлением запретили их перемещение, чтобы предотвратить то или иное нарушение шабата. Например, запретили переносить в шабат скамью, из которой выпала ножка, поскольку опасались, что если разрешить перенос такой скамьи, придут к тому, чтобы ее починить. И также запретили перемещать одежду, влажную настолько, что она способна намочить руку (см. выше мелаху отбеливания), чтобы не пришли к выжиманию, нарушив тем самым, запрет отбеливания147. (А если одежда имела такую степень влажности в сумерки, даже если после этого в середине шабата она высохла, ее по-прежнему будет запрещено перемещать, поскольку «то, что сделалось мукце в сумерки…», и следует спросить раввина, см. источники.)
Наши мудрецы также придали статус мукце нескольким вещам, предназначенным для исполнения заповедей, назвав их «отделёнными для заповедей». Так в Суккот запретили получать выгоду от покрытия сукки (схаха), от щитов, из которых сделаны ее стены, и от украшений сукки150. Также установили запрет на получение выгоды из остатков ханукального масла151. Этот вид мукце отличается от прочих мукце тем, что в основе его лежит запрет извлечения выгоды, который действует и в будни. И запрещено их перемещать в шабат и йом тов, поскольку сейчас у них нет никакого применения (потому что запрещено извлекать из них выгоду), соответственно, они получают статус мукце мехамат гуфо.
Запретили ставить сосуд под мукце таким образом, что если мукце упадет в сосуд, этот сосуд будет запрещено перемещать. Это называется «вывести сосуд из употребления». Причина запрета в том, что такое действие подобно разрушению сосуда, ибо мы лишаем его функции, к которой он был готов изначально: до сих пор сосуд можно было перемещать, а сейчас, когда внутри него находится запрещённый предмет, перемещать его запрещено. И понятно, что это так, только если сосуд запрещен к перемещению по причине находящегося внутри него мукце (пусть и на короткое время). Однако если сосуд все еще разрешается перемещать, например потому, что в нем лежит и разрешённый к перемещению предмет (или если можно сразу вытряхнуть мукце из него), нет здесь запрета159. Поэтому запрещается ставить тарелочку под капающим масляным светильником, чтобы собирать масло (если только не положили в нее предмет, который разрешено перемещать). Ибо сейчас, когда в тарелочку накапало масло, ее будет запрещено перемещать, и получается, что ее «вывели из употребления», к которому она была пригодна вначале.
Иногда разрешают попросить нееврея переместить мукце. Также при наличии больного (см. ниже) или в случае денежного убытка есть авторитеты, разрешающие иногда передвигать мукце и самому. Во всех этих случаях следует спросить раввина.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.