Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Суббота, Еврейский закон, Роды, Забота о здоровье, Опасность, Спасение жизни, Яков-Йехезкель Позен
Законы опасности, больного и лечение в шабат
Эта глава разделена на семь частей:
1. Прекращение соблюдения шабата для спасения жизни. В эту часть включаются законы о больном, жизнь которого находится под угрозой, и остальные случаи опасности для жизни.
2. Угроза потери отдельного органа.
3. Больной, жизни которого не угрожает опасность — холе ше-эйн бо сакана, например, нуждающийся в постельном режиме.
4. Легко больной.
5. Тот, у кого есть недомогание или несильная боль.
6. Здоровый человек, по каким-то соображениям принимающий лекарства.
7. Уход за младенцами в шабат.
Часть 1. Прекращение соблюдения шабата для спасения жизни
1. Заповедь «И в них живи»
Каждый раз, когда подвергается опасности жизнь еврея, ничто не должно стоять на пути усилий по его спасению, даже если для этого необходимо преступить слова Торы (кроме трех тяжких грехов: идолопоклонства, убийства и прелюбодеяния). Об этом сказано, что «ничто не может устоять перед усилиями по спасению жизни». Этот закон учат из стиха «И в них живи» (Ваикра 18:5), а не умирай из-за них. Т.е. разрешается преступить запреты Торы для спасения жизни еврея, и поэтому разрешается нарушать шабата для спасения жизни. Поступая так, мы не только не нарушаем никакого запрета, но, напротив, исполняем заповедь3. И поступающему так полагается награда, даже если впоследствии выяснилось, что в его действиях не было нужды.
Шабат нарушают не только, когда есть очевидная угроза жизни, но даже и в случае, когда угроза неочевидна. Более того, когда есть сомнение, помогут ли наши усилия, все-таки следует нарушить шабат. И даже когда есть сомнение в необходимости наших усилий, ибо возможно помощь уже оказал кто-то другой: все время, пока существует вероятность опасности для жизни, нарушают шабат.
И как нарушают шабат при наличии опасности для жизни, так же нарушают шабат, чтобы предотвратить возникновение опасности9. И даже если нам очевидно, что опасность не возникнет в течение этого шабата, поскольку есть опасение, что угроза жизни может возникнуть после шабата, разрешается уже сейчас нарушить шабат, и мы не говорим, что нужно ждать окончания шабата. Из этих соображений разрешается нарушить шабат ради больного, который пока еще не находится в опасности, но есть опасение, что болезнь обострится и возникнет угроза его жизни.
Для больного, жизни которого угрожает опасность, иногда разрешают нарушить шабат, чтобы дать укрепляющую его организм еду. И хотя эта еда не выводит его организм из опасного состояния, тем не менее иногда такая еда добавляет ему сил бороться с болезнью. И даже если она не выведет его из опасного состояния, возможно, она предотвратит дальнейшее ухудшение его здоровья11.
Полагаются на мнение любого врача, говорящего, что больному угрожает опасность. Полагаются даже на врача нееврея или на еврея, не соблюдающего заповеди13. Все они заслуживают доверия, когда говорят, что есть опасность для жизни и необходимо нарушить шабат. И даже если мы не уверены в том, что они говорят правду, все-таки, услышав их мнение, мы уже не можем с уверенностью утверждать обратное, и опасность для жизни остается вероятной, обязывая нас нарушить шабат. И тем не менее, если можно легко проверить состояние больного без того, чтобы задерживать оказание помощи, безусловно, правильно будет так и поступить. Ибо много раз случалось, что люди, не понимающие истинной ценности соблюдения Торы и заповедей, утверждали наличие опасности в состоянии больного, обязывающей к нарушению шабата, когда никакой опасности не было. Они просто не понимают всей важности различения между действительной опасностью для жизни и состоянием, граничащим с такой опасностью.
Закон о том, что отодвигаются любые ограничения, когда речь идет о спасении жизни, относится к каждому. Нет разницы, кто находится в опасности: мужчина это или женщина, сообразительный или умалишенный, взрослый или малыш, даже однодневного младенца имеет в виду этот закон. Разрешают также нарушить шабат ради спасения плода в утробе матери (даже если есть полная уверенность, что его состояние не угрожает жизни матери), и об этом следует спросить раввина. Не делают различия между продлением жизни на долгий срок и на самое короткое время, и даже ради дополнительной секунды жизни нарушают шабат. Этот закон относится и к человеку, уже лишившемуся рассудка по старости, ибо всякое продление жизни включается в закон «И в них живи». И тем более, нарушают шабат ради человека, находящегося при смерти.
Поскольку закон о спасении жизни обращён ко всем евреям (и мы уже сказали, что этим исполняют заповедь и получают за это награду), нет разницы в том, кто ради этого нарушает шабат. Мы не говорим (даже там, где могли бы), чтобы шабат нарушил тот, чьей жизни угрожает опасность. И еще написали наши мудрецы, что не следует просить женщин нарушить шабат. И по закону не говорят: «Давайте попросим простолюдинов, чтобы они нарушили шабат», но, напротив, если присутствуют там гдолей Исраэль, великие мужи народа Израиля, делают это именно их руками. А все почему? Чтобы показать всем величие заповеди спасения жизни и научить других не пренебрегать ею, но, наоборот, исполнить ее со всем рвением, когда представится случай.
И хотя, безусловно, необходимо уменьшать нарушение ша-бата, насколько это возможно, ибо разрешение нарушать шабат ради спасения жизни не дается там, где можно спасти человека и без этого, тем не менее многократно предостерегали наши мудрецы, что уменьшать размеры нарушения шабата можно только в той степени, в которой это не повлечет за собой задержки в оказании необходимой помощи. Однако если существует опасение, что наше желание уменьшить нарушение ша-бата задержит спасение жизни, тогда не обращают внимания на это и действуют наиболее эффективным путем31.
Поэтому во многих случаях воздерживаются от того, чтобы прибегнуть к помощи нееврея или ребенка, или делать что-либо изменённым способом (чтобы не нарушить хотя бы закон Торы), ибо опасаются, что поиски нееврея, ребенка или попытки сделать что-либо изменённым способом задержат оказание помощи, и между тем опасность для жизни больного увеличится. Тем не менее, если мы уверены, что никакой задержки в спасении жизни не произойдет, принято звать нееврея, например в случае, когда нет немедленной угрозы жизни больного или когда нееврей находится рядом и готов сделать все необходимое. В таких случаях просят нееврея сделать запрещённые в шабат действия, уменьшая тем самым масштабы нарушения шабата. И таков же закон, если на месте присутствует ребенок. Тем не менее, если есть возможность выбирать, предпочитают нееврея ребенку. Когда есть возможность и при этом не происходит никакой задержки в спасении, то лучше сделать запрещённое действие изменённым способом. Если есть возможность выбирать, то в данном случае также лучше сделать запрещённое действие изменённым способом, чем попросить об этом ребенка. И точно так же лучше выполнить мелаху вдвоем, поскольку это запрещено только мудрецами.
Написано, однако, что когда мы стремимся уменьшить нарушение шабата, необходимо объяснить стоящим вокруг, с какой целью мы делаем это. Т.е. мы должны объяснить им, что только потому, что состояние больного это допускало, мы предприняли меры по уменьшению нарушения шабата. Однако в другой раз, вероятно, у нас не будет такой возможности, и задержка в оказании помощи может оказаться роковой. Для чего мы должны все это объяснять? Чтобы люди не делали выводов из этого случая для других случаев и в другой раз не подвергли жизнь больного большей опасности, когда действительно не будет времени ни позвать нееврея, ни делать изменённым способом37.
Делают все необходимое для больного, если опасаются, что если не сделать этого сегодня, то болезнь усилится и опасность для его жизни увеличится. Однако когда нам ясно, что не существует опасения увеличения угрозы жизни больного, если мы подождем до вечера, тогда еврею запрещено нарушать шабат. Тем не менее разрешают делать такие действия посредством нееврея, поскольку нееврею разрешается делать для такого больного все необходимое, что обычно делают для него в будни, даже если эти действия не относится непосредственно к спасению жизни40.
Статус роженицы — больная, жизни которой угрожает опасность (холе шейеш бо сакана). И разрешают ради нее нарушать шабат41, хотя в самих родах нет большой опасности, поскольку сегодня женщины рожают в больницах под надзором врачей. Но это так, когда женщина уже оказалась в больнице. Но все время, пока она остается дома, безусловно, она находится в опасности, и поэтому разрешили делать все необходимое, чтобы переправить ее в больницу или вызвать врача, даже если для этого придется сделать запрещённые в шабат действия. Тем не менее ее статус отличается от всех других опасно больных, и, по всем мнениям для нее следует делать запрещённые действия изменённым способом, когда такая возможность существует. (И когда нам неизвестна какая-то причина, выделяющая ее из числа других рожениц. Однако если есть какая-то особенная причина, делающая ее положение более опасным, чем положение остальных рожениц, она включается в общую категорию опасно больных, и ради нее ничего не следует делать изменён-ным способом.) И поскольку в случае роженицы стараются уменьшить нарушения шабата, когда подходит ей срок рожать, следует заранее приготовить все необходимое, чтобы впоследствии уменьшить, насколько это возможно, нарушение шабата. Следует спросить у раввина, что именно следует приготовить перед родами.
Как нарушают шабат ради спасения тела еврея, так же нарушают шабат, чтобы спасти его душу. Т.е. разрешают нарушить шабат, чтобы предотвратить отход еврея от еврейской веры. И об этом следует спросить раввина, потому что не все ситуации одинаковы.
Тот, кому пришлось нарушить шабат для спасения жизни, не нуждается в искуплении46. Напротив, мы говорим, что он исполнил заповедь и получит за это награду. И не только в случае, когда его действия оказались полезными, но и когда он не преуспел. И даже если потом ему стало известно, что его опередил другой, и в его действиях не было нужды, или если потом оказалось, что произошла ошибка и вообще не было никакой опасности для жизни, — в любом случае не считается, что он что-то нарушил, и его ожидает награда за исполненную заповедь.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»