Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тот, кто забылся и взял мукце в руки, если он понесёт ущерб, выбросив его немедленно, следует разрешить ему донести мук-це до места, где сможет его спрятать, чтобы избежать убытка.

Запрещается нести младенца, в руках которого находится мукце. Это приравнивается к перемещению мукце собственными руками. И даже если младенец будет кричать, нет разрешения нести его вместе с мукце, и необходимо сперва освободить его от мукце (если только нет опасения, что младенец от этого заболеет)128.

(Мы могли бы уподобить такую ситуацию с вопящим младенцем, не желающим расставаться с мукце, закону опосредованного переноса, поскольку и здесь не перемещают мукце явным образом, но перенося младенца. И, на первый взгляд, кажется, что это делается ради разрешённого к переносу предмета (в конце концов, целью здесь является перемещение младенца) и также невозможно стряхнутьмукце и т.д. Но уже пришёл один мудрец и пояснил, что в этом случае родитель имеет интерес оставить мукце в руках младенца, чтобы тот не кричал. И получается, что, перенося младенца, имеют в виду и перемещение мукце с ним, так что в результате мы имеем опосредованное перемещение мукце для нужд запрещённого предмета.) Общее правило: всякий раз, когда действие перемещения можно отнести также и к мукце, опосредованное перемещение запрещено. Если же это не так, мы не считаем такое перемещение перемещением мукце, и оно разрешено.

Перемещение телом

Есть еще вид перемещения мукце, при котором облегчают больше по сравнению с опосредованным перемещением. Его называют «перемещением телом», и, как мы уже писали выше, это такой вид перемещения, который в других мелахот и запретах шабата называется неудобным (килеахар яд) или изменённым (шинуй) способом131. И как в остальных запретах шабата облегчают, если действие совершается неудобным или изменённым способом, так и в отношении мукце облегчают, если его перенос совершается неудобным или изменённым способом. Более того, облегчили до того, что такой перенос вообще не сочли за перенос132 и разрешили изначально перемещать мукце изменённым способом, не разделяя при этом, делается такое перемещение для нужд мукце или нет. (Тем не менее есть устрожающие в перемещении телом, которые облегчают только в случае, когда перемещение совершается ради разрешённого предмета.) Что такое «перемещение телом»? Если в будни перемещаютмукце рукой, тогда в шабат разрешают перемещать его ногой или локтями. Поэтому, если находят мукце на полу и опасаются, что оно пропадет и т.п., разрешается подвинуть его ногой в укромное место. Т.е., поскольку обычно этот предмет не перемещают ногой, это считается неудобным перемещением и изменённым способом. (И хотя по основному смыслу закона разрешают любое перемещение телом и не обязывают при этом предотвращение ущерба, тем не менее когда нет большой необходимости, правильнее не пользоваться этим разрешением.)

Забыл и взял мукце в руки

Тот, кто забылся и взял мукце в руки, если он понесёт ущерб, выбросив его немедленно, следует разрешить ему донести мук-це до места, где сможет его спрятать, чтобы избежать убытка. Если же он не понесёт убытка, тогда различают между мукце, которое всегда запрещено перемещать, даже для того, чтобы воспользоваться его корпусом или местом, и мукце, которое разрешено перемещать, чтобы воспользоваться его корпусом или его местом. Т.е. мукце мехамат хэсрон кис (по причине убытка) и мукце мехамат гуфо, запрещённые к любому перемещению, необходимо выбросить немедленно, когда поймет, что находится в его руках и запрещается нести его дальше. Кли шемелахто леисур (предмет, предназначенный для запре-щённой мелахи), который разрешено перемещать, чтобы воспользоваться его корпусом или занимаемым им местом, разрешается донести до места, где его можно спрятать. Тем не менее правильно будет положить его в первом же подходящем месте. А еслимукце попало в руки разрешённым способом, например, когда воспользовались предметом, предназначенным для запрещённой мелахи, всегда можно разрешить отнести его в любое желаемое место.


Чтобы понять, почему Храм был построен именно в Иерусалиме, нам следует сначала понять, каковы функции Храма. А затем вдуматься: в чём сущность Иерусалима и почему именно этот город подходит для того, чтобы в нём был построен Храм. Попытаемся же задуматься, в чём сущность Иерусалима, чем он отличается от других городов? Читать дальше

Гибель Иерусалима

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

«Оживший» мертвец

Журнал «Мир Торы»

Предлагаем вашему вниманию рассказ из книги Менахема Герлица «Ерушалаим шель мале» - «Этот возвышенный город» в переводе Александра Красильщикова.

Западная Стена Храма — Котель Маарави

Журнал «Мишпаха»

Западная стена Иерусалимского Храма — самое святое место молитв после разрушения Храма почти 2000 лет назад. Здесь мы оставляем записки с просьбой к Б-гу, здесь мы молимся о возрождении Храма. По преданию Б-жественное присутствие никогда не покидает Стены Плача... Западная Стена Храма — Котель Маарави. Обычаи, факты и даты.

Берлин и Иерусалим

Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах

Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе

История еврейского народа 32. Осажденный Иерусалим

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Весной 3828 (68) года Тит подтянул свои войска к Иерусалиму.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

История еврейского народа 6. Эзра и Нехемия

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Духовная жизнь в Эрец Исраэль. Эзра-спаситель. Народное собрание. Миссия Нехемии.

Саба Кадиша

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Уже в молодые годы р. Альфандари стал известен как бааль мофет — чудотворец, чьи слова способны оказывать влияние на реальность. Один из таких случаев произошел на глазах множества свидетелей. Группа ученых-натуралистов обсуждала в его присутствии вопрос о причинах землетрясений: в дискуссии назывались многочисленные геологические и климатические факторы, вызывающие это грозное явление природы. В конце концов, ученые пришли к выводу, что в настоящий момент в районе Стамбула никаких естественных предпосылок для зарождения «подземной бури» не существует. «Знайте, — обратился к ним р. Альфандари, — что хотя, по вашим прогнозам, землетрясение сейчас никак не может произойти, но если Творец захочет, чтобы оно произошло именно сейчас, то так и будет». В этот момент раздался тревожный подземный гул, и весь Стамбул был потрясен могучим содроганьем земли