Из цикла «Еврейский дом», темы: Муж и Жена, Комплименты, Еврейский дом, Симха Коэн
Часть сложностей, возникающих между супругами, проистекает из проведения сравнений с тем, что происходит в других семьях. Когда жена слышит подругу, взахлеб рассказывающую о том, как ее муж моет посуду, это проникает в ее сознание, и она говорит себе: «Мой муж должен мыть посуду». Через какое-то время она может услышать другую подругу, рассказывающую: «Мой муж развешивает белье», и она опять говорит себе: «Мой муж должен развешивать белье». И так она собирает рассказы подруг и создает в своем воображении образ идеального мужа, собранного из многих мужей, и решает, что именно так должен вести себя ее муж. И если муж этому образу не соответствует, то жена недовольна им, и отношения между ними ухудшаются. А причина этому — «лучшие подруги», которые только-то и хотели, что рассказать что-то хорошее о своих мужах, но, сами того не желая, раздули пожар раздора в чужой семье.
Поэтому древние мудрецы постановили, что мужу не следует рассказывать о достоинствах своей жены друзьям, и то же самое относится и к жене:ей не стоит распространяться о достоинствах мужа. Вот что сказано в книге Шевет мусар: «Сын мой, не нахваливай свою жену перед другом, чтобы он не возненавидел свою жену… И не хвастайся перед его женой положительными качествами, которые у тебя есть, чтобы она не стала презирать мужа». Более того, лучше, чтобы мужчина говорил с друзьями об обязанности мужа по отношению к жене, и приводил примеры из собственной практики, как он лично помогает своей супруге. Это даст его друзьям дополнительную мотивацию принимать участие в домашних делах своих семей. Тем самым он окажет неоценимую услугу их женам и семьям.
То же самое относится и к жене. Чем больше она будет выражать в разговорах с подругами мнение, что следует считаться с мужем и идти ему навстречу, помогать ему и ободрять, способствовать тому, чтобы он рос в духовной сфере, даже если все это за ее счет, тем легче и удобнее будут чувствовать себя ее подруги, выполняя домашние работы, и их завышенные ожидания будут меньше им мешать. А, возможно, они почувствуют высокую миссию в своей преданности мужу и дому.
Несмотря на все вышесказанное, стоит рассказывать родителям супругов, насколько их сын (дочь) помогает в семейных делах, насколько он успешен и одарен и т.д. Такие рассказы способствуют сближению между рассказчиком и родителями супруга.
А если она «задерет нос»?
На одной из моих лекций слушатель начал спорить со мной с жаром и даже с гневом. Он утверждал, что если он будет вести себя с женой в соответствии с моими советами, она «задерет нос», «обнаглеет». Я пытался успокоить его и объяснить, что этого опасаться не следует. Возможно, добавил я, что вы пришли к такому выводу из-за того, что очень редко идете навстречу жене, в основном, только когда вы хотите что-то от нее получить. И поэтому она вынуждена использовать эти моменты и пытается добиться от вас того, что обычно получить не может. Но если положительные изменения в вашем отношении к супруге будет продолжительными и не связанными с вашими попытками получить от нее что-то, ей не нужно будет использовать именно те моменты, когда вы идете ей навстречу. Слушатель не успокоился и продолжал спорить и утверждать, что его опасения оправданы.
Тогда другой человек попросил слова и сказал, что, судя по его опыту, действительно есть вероятность, что жена задерет нос. Когда я попросил его объяснить, что он имеет в виду, он обратился к аудитории и сказал: «Три месяца назад я присутствовал на лекции этого рава. Мне было неприятно, что моя жена тоже была на лекции, хотя лектор и говорил и о том, что жена должна делать для мужа. Я все же опасался, что если я буду делать для супруги то, что предлагает рав, она “задерет нос”. И действительно, мои опасения оправдались. Я стал лучше вести себя по отношению к ней, говорил ей комплименты и помогал ей, и вследствие этого она задрала… мой нос».
Вместе с тем супругам, которые знают об опасении партнера по браку, что они будут злоупотреблять его положительными высказываниями, стоит в первое время постараться не требовать от них необычных вещей, которых в повседневной жизни не просят.
Из книги «Еврейский дом»
C любезного разрешения организации «Мишпаха кеАлаха»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.