Из цикла «Книга для изучения Торы», темы: Бешалах, Недельная глава, Чудеса, Амалек, Исраэль Зельман, Исход из Египта
Как потом не раз случалось в истории, благодаря несомненно положительному факту освобождения, проблемы и неприятности не только не завершились, но, как показалось некоторым из освобожденных, начались. Погоня, спешно организованная фараоном, периодическое отсутствие воды и еды, нападение Амалека — с одной стороны, рассечение Красного Моря, потопление египтян, собирание золота, выброшенного на берег, и выпадание «мучных осадков» с другой стороны, — все эти события ознаменовали начало новой жизни и произошли всего за полтора месяца. То, что случилось с народом (и вокруг него) за эти несколько остановок непрямого пути к пустыне Синай, к дарованию Торы, — бесценный материал для понимания грядущего Откровения, для проникновения в тайну великого события — официального дня рождения еврейского народа.
При изучении в каждой фразе главы обнаруживаются важные подробности. Как показывает, в частности, р. Йоэль Тейтельбойм (Сатмарский Ребе), даже первые слова (вроде бы понятные и простые — «И было, при отсылании народа фараоном, не повел Б-г дорогой земли Плиштим» и т.д.) открывают неожиданные детали. Зачем еще раз написано про «отсылание фараоном народа»? О ком и о чем речь?
Оказывается, здесь сказано о «худшей части» вышедших, так называемом «смешении великом» (эрев ров ערב רב). Эти люди, как сказано в предыдущей главе, «поднялись» из Египта вместе с евреями. Когда говорится о не лучшем поведении евреев или о не лучших представителях народа, употребляется слово «hо-ом (העם)» (то есть, некий определенный народ — если «хвалят», то называют «сыны Израиля» или, хотя бы, «народ Израиля» — с упоминанием праотца), и употребление этого короткого, неприятного определения в начале главы (когда речь идет об «отсылании фараоном») показывает, что именно фараон был инициатором внедрения в «ряды отъезжающих в Израиль» целой толпы агентурных работников разного калибра.
Замечательно, что царь египетский нашел возможность и время заняться этим тонким хлопотным делом, несмотря ни на какие катастрофические события: ни тьма египетская, ни казнь первенцев не помешали подготовке, инструктажу и проведению операции. Именно эти люди, действовавшие среди евреев по четкой, изначально данной программе, патетически обратятся к попутчикам после — тоже планового — изготовления золотого тельца: "Вот боги твои, Израиль, которые подняли тебя из земли египетской".
Таким же образом разъясняется и знаменитое «вступление» к песне, которую «исполнил» Моше после чуда рассечения Красного Моря. Сначала написано, что "увидел Исроэль Руку Великую", а потом — что "убоялся народ (hо-ом) Вс-вышнего, и поверили в Б-га и в раба его Моше". Для «лучшей части» великое чудо явилось наглядным подтверждением того, что уже знали, во что уже верили евреи; тогда как для «нелучшей части» демонстративное нарушение законов природы стало причиной, во-первых, страха, а во-вторых, веры (поэтому когда страх прошел, вера тоже прекратила тормозить подрывную деятельность).
Если же учесть, что (как это объяснено в книге «Зоhар») амалекитяне — незаменимая, центральная часть «смешения великого», получается, что и нападение Амалека, описанное в Торе перед самым Синайским Откровением, тоже выглядит (на фоне информации о «посылании», точнее — «засылании» фараоном специального «народа») в совершенно новом свете. Представители извечно враждующего с нами Амалека (до поры непотопляемого флагмана мирового антисемитизма) были среди евреев с самого начала, со времени Исхода. Насколько можно понять, они, как и все остальные «члены смешения», героически совершили над собой все требуемые для перехода в еврейство акты вандализма (как процесс ритуального убоя пасхальной жертвы, запрещаемый в большинстве современных цивилизованных стран, так и предшествовавшее оному обрезание человеческой крайней плоти).
Сказочно обогатившийся обрезанными («кошерными») амалеками еврейский народ подвергался (как раз благодаря присутствию замаскированного до неузнаваемости врага) страшной опасности. Дело в том, что в русле сказанного разрешается еще один немаловажный вопрос, касающийся первого столкновения с амалекитянами: почему враги выбрали именно этот момент для нападения? Почему появились именно в Рефидиме, на расстоянии одного «марш-броска» до горы Синай?
Оказывается, благодаря неустанному радению «затесавшихся», именно в этот момент (как прямо указано в Торе) «евреи сомневались — есть среди них Вс-вышний или нет». Непонятные сомнения, если учесть все чудеса — от упомянутого рассечения моря до мана, выпадавшего каждое утро — в прямом смысле — как снег на голову. Однако, несмотря на все очевидные подтверждения, в евреях все-таки удалось что-то «заронить».
Проблема была, как следует из объяснений «Кли Йокор» на главу «Хукас», в том, что описанное в Торе «чудо извлечения воды из скалы» с целью напоить жаждущих евреев Моше проделал с помощью посоха. Того самого, который «принимал участие» в казнях египетских. И, несмотря на действительно очень большой эффект (вода «пошла», воды всем хватило), удалось изобрести следующее «вполне правомочное» сомнение. Откуда такая уверенность, что все и вправду замечательные чудесные явления, происходящие на ваших глазах, делает именно Б-г посредством Моше? Почему бы не предположить, что это Моше необыкновенно удачно «размахивает палкой» (у человека — талант, такого чародея, как ваш Моше, действительно не сыщешь, но при чем же тут Творец Мироздания?). Во время того, как данное «любопытное предположение» рассматривалось (и это, как водится, сопровождалось ссорами, разбродом и шатанием), нагрянули амалекитяне: отталкиваясь от вышесказанного, понимаем, каким образом так «совпало», что погромщики появились как раз в кульминации сомнений и моральной несобранности (воистину — главные стратегические мероприятия проводятся именно «в тылу врага»).
Еще два аспекта, связанных с появлением амалекитян именно в Рефидиме, расширяют представление о страшнейших наших врагах — как в историческую, так и в мистическую сторону. Во-первых, следует объяснить, почему враг «дотянул» до того как еврейский народ так обильно расплодился и размножился — можно ведь было напасть на семьдесят человек (детей и внуков Яакова) еще до прихода в Египет. Как разъясняется в комментариях к Мидрашу, нерасторопность противника была связана с его опасениями. Праотцу Аврааму (во время знаменитого «Завета между частями») было предначертано, что «потомство его будет четыреста лет угнетаться в чужой земле». По всему было понятно, что этот «долг» будет отдавать семья Яакова. Если бы по дороге в изгнание Амалек напал на эту семью, и она, не дай Б-г, не добралась бы до Египта, «долг» пришлось бы отдавать потомкам Эсава (то есть, весьма вероятно было бы, по логичному умозаключению амалекитян, происходивших как раз от Эсава, что, в результате гибели семейства из семидесяти человек, в изгнании пришлось бы мучиться тем, кто их погубил). Поэтому, нападение было отложено до окончания «отбывания срока».
А, во-вторых, первые военные действия против Амалека совпали с последней стоянкой перед Дарованием Торы более чем неспроста. Объяснение этого факта связано с тем, что написано в комментариях «Тойсфойс Йойм Тойв» на первую главу талмудического трактата Йома. Там раскрывается смысл известного утверждения: в Йом Кипур с первосвященником Йерусалимского Храма никогда не происходило «ритуально нечистых случайностей». В Талмуде почему-то написано, что это было «одно из чудес». Почему такое вполне естественное положение дел, интересуется «Тойсфойс Йойм Тойв», считается чудом? И разъясняет, что, поскольку во времена Храма важнейшая часть службы в Йом Кипур выпадала на долю первосвященника, и прощение грехов фактически зависело от него, силы зла с особенным, несравненным рвением подталкивали первосвященника к всяческим нарушениям (к примеру — нескромным помыслам, от которых бывает упомянутая «ритуальная нечистота»). Поэтому (именно из-за указанного «пристального внимания» зла) то, что ничего плохого не случалось, иначе как чудом не назовешь.
То же (и даже гораздо большее) «пристальное внимание» обнаруживается и перед величайшим событием — Синайским Откровением. Именно когда можно помешать чему-то важному, чему-то великому Амалек атакует особенно опасно и ожесточенно. Причем — и снаружи, и изнутри.
Из «Книги для изучения Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.