Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Запрещения распространять сплетни, ненавидеть друг друга, позорить друг друга, проявлять злопамятность.

301-я заповедь – запрещение распространять сплетни. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Не ходи сплетником в народе своем” (Ваикра 19:16).

Сказали мудрецы (Сифра, Кедошим) : “Не будь любезным с одними и грубым с другими (слово рехилут – “сплетня”, “пересуды” – имеет общий корень со словом рах – “мягкий”, “нежный”, “любезный”). И еще – не будь коробейником, разносящим сплетни (слово рехилут однокоренное со словом рохелут – “мелочная торговля”)”.

И этой же заповедью запрещается распространение клеветы (см. Ктубот 46а).

 

 

 

302-я заповедь – запрещение ненавидеть друг друга. И об этом Его речение: “Не питай в сердце своем ненависти к брату своему” (Ваикра 19:17).

В Сифре объясняется: “Тора говорит именно о ненависти, затаенной в сердце. Однако, если человек открыто выражает свою ненависть и тот, на кого она направлена, знает, что его ненавидят, – в таком случае ненавидящий не преступает этот запрет. Но он преступает запреты “Не мсти и не храни злобы на сынов своего народа” (там же 19:18; НД 304-305) и не выполняет предписывающую заповедь: “И люби ближнего своего, как самого себя” (там же; Д 206).

Но ненависть, хранимая в сердце, – самый тяжкий из этих грехов.

 

 

 

303-я заповедь – запрещение позорить друг друга. Наши мудрецы называют этот грех: “заставить ближнего побледнеть на глазах у других людей” (Авот 3:11; Бава меция 58б).

Этот запрет содержится в Его речении: “Наставляй, увещевай ближнего своего – и не понесешь из-за него греха” (Ваикра 19:17). В Сифре разъясняется: “Откуда известно, что даже если мы уже увещевали человека четыре или пять раз, мы все же вновь и вновь должны наставлять его? Из того, что Тора говорит: “Наставляй, увещевай...”. Может быть, мы должны увещевать его, пока он не переменится в лице (т.е. может быть, разрешено даже позорить его в присутствии других людей)? Но ведь Тора сказала: “...и не понесешь за него греха” (а опозорив человека при других, мы “понесем из-за него грех”)”.

Однако, согласно простому смыслу стиха: “Не питай в сердце своем ненависти к брату своему, наставляй, увещевай ближнего своего – и не понесешь из-за него греха” – это запрет обиженному хранить в сердце память о грехе, совершенном против него, и мысленно обвинять обидчика. Но обиженный обязан высказать свои претензии вслух (Д 205).

 

 

 

304-я заповедь – запрещение мстить друг другу: отвечать обидчику злом на зло и на причиненную боль – причинением боли. Ашем, запрещая это, сказал: “Не мсти” (Ваикра 19:18).

В Сифре поясняется: “И это тоже называется местью: один еврей попросил у соседа серп, а тот не дал. Назавтра сосед просит топор, а обиженный отвечает: “Я тебе не дам топор, как ты мне вчера не дал серп”. Но ведь Тора говорит: “Не мсти”.

 

И во всех случаях жизни выверяй свое поведение, сравнивая с этим примером.

 

 

 

305-я заповедь – запрещение проявлять злопамятность. И даже если обиженный не мстит, ему запрещено хранить в сердце память о перенесенной обиде. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Не мсти и не храни злобы на сынов своего народа” (там же).

В Сифре поясняется: “И это тоже называется злопамятностью: один еврей попросил у соседа серп, а тот не дал. Назавтра сосед просит топор, а тот отвечает: “Вот, бери! Ведь я не такой, как ты, – я у тебя просил серп, а ты мне не дал”. Поэтому-то Тора говорит: “Не храни злобы...”.

 

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего