Из цикла «Рассказы о Шмите», темы: Провидение, Шмита, Еврейский закон, Мирьям Климовская, Воровство
В доме одного известного раввина в Израиле какое-то время помогала по хозяйству иностранная работница. Рабанит была очень довольна ее качественной и добросовестной работой. Поэтому, когда в один прекрасный день домработница неожиданно сказала, что ей необходимо по личным обстоятельствам срочно покинуть Израиль и вернуться на родину, рабанит была очень расстроена. Она расплатилась с ней, думая о том, сможет ли еще найти такую хорошую помощницу, и дала ей в дорогу красивое сочное яблоко из корзины, стоявшей на кухне.
Спустя несколько минут после ухода домработницы в дом зашел рав, и рабанит рассказала ему с грустью, что домработница больше не будет к ним приходить, и вскользь упомянула также о яблоке, которое дала ей с собой.
«Ты взяла его из этой корзины?» — встревоженно спросил рав.
«Да, а что в этом плохого?»
«Плохо то, что там лежат плоды седьмого года, которые требуют особого обращения даже с их остатками, и их нельзя давать тем, кто не знает, как обращаться с ними подобающим образом!»
«Ой, я не обратила внимания! И что теперь делать?» — огорчилась рабанит.
«Может быть, она еще не уехала. Стоит поискать ее на остановке и попросить вернуть это яблоко».
Рабанит тут же вышла из дому и поспешила на автобусную остановку. Издалека она увидела стоящую на ней домработницу и подъезжающий автобус. Рабанит ускорила шаг и замахала рукой, пытаясь привлечь внимание домработницы и дать ей знак, чтобы подождала ее и не садилась в автобус. Но та, судя по всему, не заметила ее, потому что быстро поднялась по ступенькам. Рабанит пришлось бежать, и в последнюю минуту ей удалось вскочить в автобус. Она торопливо заплатила за проезд и стала пробираться к сиденью, где устроилась ее бывшая помощница.
Как только домработница увидела рабанит, она побледнела, вскочила с места и испуганно пробормотала: «Пожалуйста, не вызывайте полицию, я все верну, простите…». В то же время она дрожащими руками расстегнула свою сумку и достала оттуда… все украшения рабанит, в том числе и те, что она получила в наследство от родителей и бережно хранила, как семейные реликвии.
Рабанит приложила все усилия, чтобы скрыть изумление, и суровым голосом произнесла: «И яблоко, что я дала, тоже верни». Домработница с виноватым видом вернула яблоко.
Рабанит возвращалась домой, прокручивая этот короткий эпизод в мыслях снова и снова. Она хорошо помнила, каким странным и нелепым казалось ей бежать за уборщицей, чтобы вернуть яблоко, но желание сохранить святость шмиты помогло превозмочь неловкость и сделать то, что правильно. И в конце концов оказалось, что больше, чем она хранила шмиту, шмита оберегала ее…
По мотивам рассказов из книги «Алейну лешабеах».
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»