«Тур» начинает законы Йом кипура с высказывания наших мудрецов: каждый, кто ест и пьет девятого (тишрея) о нем написано, будто он постится и девятого, и десятого (Йом кипур — 10 тишрея): «И это из любви Святого, благословен Он к народу Израиля, Он приказал им вначале есть и пить, чтобы они смогли поститься, и пост не был бы им во вред». А (Шулхан Арух 608) пишет: «Накануне Йом кипура надо есть только легкоусваиваемые блюда, чтобы не быть сытым и гордым, когда будет молиться».
И мудрец предвидит ситуацию и заранее рассчитывает, как правильно есть и пить.
Надо знать, что белки и пережевывание пищи — два фактора, придающих силу для поста, а не попытка набить желудок. Насыщение организма надо начинать с утра восьмого тишрея, когда надо пить на 50% больше, чем в обычный день, а также девятого тишрея нужно выпить до обеда хотя бы стандартную ежедневную порцию, если не больше. Добавка натурального яблочного сиропа без сахара облегчит дополнительное питье. Перед разделительной трапезой можно выпить стакан или два воды по усмотрению, но организм должен удовлетворить жажду уже заранее. Утром надо закончить пить за десять минут до завтрака. В продолжение дня — за двадцать минут до еды. Нельзя пить раньше, чем пройдет два часа после окончания приема пищи. Всегда желательно пользоваться большими, полулитровыми чашками, чтобы не сбиться со счета. То же самое верно по отношению к количеству белка. Начиная с утра восьмого тишрея надо добавлять 50% белка к обычному количеству, из расчета 1 г белка на килограмм веса за сутки. Например, человек с весом в 70 кг в обычный день должен съедать 70 г белка, а восьмого тишрея — 105 г, девятого — 70 г и больше, включая разделительную трапезу.
В этот день также надо придерживаться изложенных мною правил, другими словами: питаться разнообразно, включая в рацион овощи и фрукты, хорошенько пережевывать пищу, не разговаривать во время еды. Когда я говорю о том, чтобы не пить после еды, я имею в виду и разделительную трапезу. На десерт рекомендую только печеное яблоко. Потребление соли следует снизить до минимума в течение всего года, тем более, накануне поста. Кроме того, не переусердствуйте с приправами и пряностями, так как они, хоть и не соленые, но тоже вызывают жажду. Переедание также вызывает потребность в питье. Стоит уменьшить потребление крахмала, например, картофеля, для расщепления которого требуется инсулин. И, конечно, избегайте жирной и жареной пищи. Желательно не забыть почистить зубы перед постом. Как и в любой другой день, в этот день не следует долго сидеть или стоять в одной позе, поскольку это вредно для вен ног. Старайтесь ходить или изменять позу и не забывайте справлять естественные нужды по первому зову. После поста попейте, и через десять минут можно уже начать есть. Не ешьте быстро, хорошенько пережевывайте пищу. Не ешьте много за один раз. Начинайте с легких блюд, фруктов и овощей, и ешьте белки. Да будет воля на то, что мы удостоимся хорошего окончательного приговора.
«И это из любви Всевышнего к своему народу Он приказал в преддверии, на девятый день, много есть, как отец уговаривает сына, говоря ему: кушай побольше, любимый мой сын, чтобы у тебя были силы поститься. Так Всевышний поступает со своим избранным народом, своим первенцем… И мудрец смотрит в будущее и ест больше с утра так, чтобы у него было время для усвоения пищи в желудке, и для очищения организма заранее, а после еды он полежит и немного отдохнет, чтобы набраться сил и быть настороже И сядет за стол, когда у него впереди еще много времени, чтобы вкусить разделительную трапезу, чтобы он мог позволить себе действовать без спешки и чтобы пища “улеглась” у него в желудке, прежде чем идти в синагогу. И пусть блюда разделительной трапезы будут малочисленны по количеству, но многозначительны по качеству, вроде хорошего супа и немного курятины…»
«Пеле йоэц».
Читайте на нашем сайте: Тематический обзор по теме Йом Кипур
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Стыд — это великая препона и железная стена, установленная перед всеми преступлениями».
Переводчик Виктория Ходосевич
Приближается Йом Кипур, и, готовясь предстать перед Судом, нам следует помнить, что все наши поступки записаны и учтены.
Рав Гершон Эдельштейн,
из цикла «Подготовка к Дню Суда»
Сущностью периода между месяцем Элуль и месяцем Тишрей является искреннее раскаяние. Человек должен помнить о том, что главным является Будущий мир, а не этот.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Месилат Йешарим, перевод одноименной книги раби Моше Луцатто»
Большинство сообразительных, умных и острых разумом людей строят свое образование, в основном, на тонкостях различных наук
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«Что прежде был Петербург? Пустыня. А теперь же это — Бердичев!»
Рав Лейб-Нахман Злотник
Статья р. Лейба Нахмана Злотника о тайне ста благословений, которые предписано произносить каждый день
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Йохевед и Пуа рисковали жизнью, нарушая приказ фараона убивать еврейских младенцев. Кто спас одного человека — как будто спас весь мир.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
На горе Синай Всевышний дал евреям законы о седьмом годе. Это место было выбрано неслучайно: Творец продемонстрировал, что только Он является истинным хозяином и владельцем еврейской земли.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»