Из цикла «Рассказы о Шмите», темы: Земледелие, Шмита, Чудеса, Мирьям Климовская, Бааль Тшува
Ияр 5767 (2007) г.
«Шалом, это рав Реувен Меир?»
«Да, это я. Чем могу быть полезен?»
«Вы занимаетесь вопросами соблюдения шмиты в стране?» — «Да».
«Я живу на юге страны. И хотя я нерелигиозный, в этом году я решил соблюдать шмиту. Можно с вами встретиться?»
Договорившись о встрече, рав Меир положил трубку. «Какой странный разговор. С таким я еще не сталкивался…»
Рав Меир — распределитель фонда «Керен а-швиит», поддерживающего земледельцев, соблюдающих шмиту.
Разговор был необычен тем, что, как правило, представители фонда сами ездят по мошавам (сельхоз. поселениям) и ведут с местными жителями задушевные разговоры, уговаривая их соблюдать шмиту. И вдруг появляется человек, объявляющий себя «нерелигиозным», и сам, по собственной инициативе, собирается соблюдать шмиту…
Собеседник, назвавшийся Лиором, первый начал разговор: «Я живу в мошаве на юге страны. В этом году мы с женой решили соблюдать шмиту по всем правилам. Но проблема в том, что мы не имеем ни малейшего понятия, как это делается и что для этого нужно. Но я готов заплатить, сколько потребуется».
«Ничего не нужно платить, — улыбнулся рав Меир. Похоже, этот человек действительно не имеет понятия о шмите. — Для того чтобы соблюдать шмиту, нужно только прекратить земледельческие работы на протяжении целого года. Начало шмиты — с Рош а-Шана 5768 г., а ее окончание — в Рош а-Шана 5769 г. Это вкратце».
В продолжение встречи рав Меир объяснил собеседнику в деталях правила подготовки поля к шмите и другие законы.
«Керен а-швиит всегда будет готов прийти вам на помощь. Через несколько дней мы пришлем к вам инструктора, который будет сопровождать вас на протяжении всего года».
«Благодарю вас. Все, что вы рассказали, очень интересно. До сих пор у меня были очень слабые представления о шмите. Теперь я вижу, что это намного сложнее, чем я думал».
«Это непростое испытание, — согласился рав. — Намного тяжелее, чем вам кажется. Но знайте, что для этого посылается также большая помощь Свыше, и ее можно видеть на каждом шагу».
«Об этом вы мне можете не рассказывать», — улыбнулся Лиор.
«Что вы имеете в виду?»
«Для вас не удивительно, что такой нерелигиозный человек, как я, не имеющий понятия ни о чем, связанным с еврейскими традициями, вдруг решает оставить без дела 40 дунамов плодородной земли?»
«Сказать по правде, Лиор, с момента нашего телефонного разговора этот вопрос засел у меня в голове, и теперь, когда я познакомился с вами поближе, мое удивление все возрастает. Может быть, теперь пришло время ответить на этот вопрос?»
«Все началось три года назад, — начал Лиор. — Однажды мы беседовали с женой о том, что мы евреи и живем в Земле Израиля. У нас возник вопрос: что это означает для нас? Последний раз, когда мы встречались с понятиями, связанными с верой, были занятия ТаНаХом в средней школе, так что у нас практически нет понятия, что значит “быть евреем”. Как можно жить в Израиле, постоянно подвергаясь опасностям и войнам, и при этом не остановиться на минуту и не подумать: что это значит для нас?..
В итоге мы решили каждый вечер собираться всей семьей и вместе понемногу читать ТаНаХ, чтобы расширить наши познания в иудаизме. И с тех пор мы вместе с детьми по вечерам собираемся в саду на чаепитие и читаем несколько глав из ТаНаХа, обсуждаем прочитанное и чувствуем, что с каждым днем мы все больше узнаем о еврейском народе, о его удивительной истории, его связи с этим кусочком земли и об основах веры, которые он подарил всему человечеству.
И вот однажды мы дошли до главы Беар и встретили там очень интересное повеление: “Когда придете на землю, которую Я даю вам, пусть празднует земля субботу Г-споду. Шесть лет засевай свое поле и шесть лет подрезай свой виноградник, и собирай ее урожай. А на седьмой год — суббота, прекращение трудов будет для земли… поле свое не засевай и виноградник свой не подрезай…” (Ваикра, 25:2-4).
Мы с женой с удивлением посмотрели друг на друга. В то время не было супермаркетов, где можно весь год найти любые продукты; не было огромных холодильных камер, где сохранялась бы сельскохозяйственная продукция в коммерческих количествах. Каким же образом целый народ, получавший пропитание в основном от земледелия, мог выполнять такое требование? Насколько нам известно, еду с неба евреи получали только во время скитаний по пустыне, но не после того, как вошли в Землю Израиля…
Мы начали обсуждать эту тему, и вдруг дочка воскликнула: “Папа, прочти, что написано через несколько строк, это ответ ТаНаХа на твой вопрос!”
Я перешел к 20-му стиху и прочел там свой собственный вопрос: “А если скажете: что нам есть в седьмом году, ведь не будем ни сеять, ни собирать урожай?” — да-да, именно так мы и спросили — и дальше последовал ответ: “И пошлю Свое благословение вам в шестом году, и будет урожай на три года… И засеете на восьмой год, и будете есть от старого урожая — до девятого года, пока не появится урожай, есть будете старое”.
Потрясенные, мы смотрели друг на друга: как Тора может обещать такое — что когда земля пять лет подряд приносит определенное количество урожая, на шестой год вся ее природа вдруг изменится, и урожай возрастет втрое! Это совершенно противоестественное обещание! Для нас — светской семьи, хорошо знакомой с правилами земледелия, — прочитанное явно выходило за рамки “исторического повествования”. Целому народу обещано, что ему будет что есть, когда он на целый год прекратит полевые работы по всей стране! Если это обещание ни на чем не основано — речь идет об общенародном самоубийстве!
И тогда моя жена произнесла: “Лиор, давай проверим это: решим соблюдать шмиту на всем нашем участке, и посмотрим, что произойдет на шестой год. Как ты думаешь?”
После некоторого размышления, я решил принять вызов: “Это будет отличная проверка истинности всего, что написано в ТаНаХе. Проблема только в том, что я понятия не имею, когда наступает эта самая шмита…”
Небольшое расследование прояснило, что сейчас идет пятый год. Мы решили через два года соблюдать шмиту, и стали с нетерпением дожидаться шестого года».
Лиор многозначительно замолчал и сделал глоток из своего стакана. Заинтригованный рав Меир спросил: «Теперь идет вторая половина шестого года. У вас есть какие-то результаты?»
«Да», — сказал Лиор и снова замолчал, явно наслаждаясь производимым эффектом.
«К сожалению, на моих полях не вырос трехкратный урожай…»
«А что все-таки произошло?»
«Я работаю в поле уже 30 лет и точно знаю, какие доходы приносят мои земли. Каждый год — примерно одно и то же. Но в этом году произошло что-то из ряда вон выходящее: удивительное стечение обстоятельств привело к тому, что мои доходы возросли впятеро!»
«Впятеро?!»
«Именно так. В моей учетной книге за этот год записаны суммы прибыли, которую я обычно получаю за пять лет работы. Так что теперь для меня не составляет проблемы прекратить земляные работы на весь следующий год, и хватит еще и на усовершенствование моих полей после него».
«Так что же случилось в этом году, в отличие от 30 предыдущих?» — спросил рав Меир.
«На своих 40 дунамах я выращиваю перец, в основном на экспорт. Обычно я продаю свою продукцию оптовикам по 3—3.5 шекеля за килограмм. В этом году ко мне вдруг стали обращаться оптовики со всех концов мира, желавшие приобрести перец именно у меня! Цены продолжали расти, пока мне не стали предлагать оптовую цену по 18 шекелей за кг!
В конце концов мне удалось разузнать, в чем дело. Основные мировые поставщики перца — Испания и еще некоторые европейские страны. Но в этом году анализ их продукции показал, что она содержит количество ядовитых веществ, намного превышающее все допустимые нормы! Выяснилось, что в прошлом году Китай выпустил новый и очень дешевый инсектицид, и многие земледельцы, позарившись на дешевизну, закупили его… Сбылась старая поговорка: “Скупой платит дважды” — большую часть продукции из Испании и некоторых других стран пришлось просто выбросить. Это вызвало нехватку овощей на мировом рынке и заставило оптовиков искать новых поставщиков, вот они и нашли меня…
Конечно, мы с женой до сих пор в шоке от происходящего, и у нас просто нет слов. Это намного больше, чем просто совпадение, и нет этому факту другого объяснения, кроме Б-жественного Провидения. Теперь настала наша очередь выполнить свою часть договора…»
По мотивам рассказов из сборника Давида Кляйнера «И пошлю Свое благословение»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»