Темы: Шмита, Рав Ицхак Зильбер, Земля Израиля, Чудеса, Вавилонское изгнание
Не раз во времена Первого Храма предупреждал Всевышний евреев устами Своих пророков, что произойдет с народом, если не прекратится осквернение субботы и года шмита, но не внял народ увещеваниям.
Тора запрещает обработку земли в год шмита — последний год семилетнего цикла: «И так сказал Г-сподь Моше на горе Синай: "… когда придете в землю, которую Я даю вам, будет отдыхать земля в субботний год Г-спода. Шесть лет засевай свое поле и шесть лет подрезай (лозу) своего виноградника и собирай урожай… А седьмой год субботой покоя да будет для земли, субботой Г-спода; поле свое не засевай и не подрезай лозу свою; что само вырастет на поле твоем, не сжинай (как хозяин) и виноградника с предназначенных (для себя) лоз твоих не снимай — годом покоя да будет (этот год) для земли. И да будет (урожай) субботнего года вам в пищу — тебе, и рабу твоему, и рабыне твоей, и наемному (работнику) твоему, и поселенцу… И отсчитай себе… семь раз по семь… сорок девять лет… и освятите пятидесятый год…йовель — так будет (называться) у вас этот пятидесятый год; и не сейте, и не жните то, что само вырастет на земле, и не снимайте (урожай) с лоз, предназначенных (вами для себя)» (Вайикра, 25:1, 6,8,10,11).
В Торе, в книге Вайикра говорится о первом изгнании евреев из Эрец-Исраэль. Среди прочего сказано там, что пока евреи будут жить на чужбине, земля Израиля отдохнет за все те годы, что не давали ей отдохнуть в шмита и йовель.
А теперь обратите внимание на цифры: за 850 лет своего пребывания в Эрец-Исраэль евреи в нарушение закона обрабатывали землю в годы шмита и йовель в течение 436 лет: 390 лет грешил Израиль и 40 лет — Иудея (см.Йехезкель,4), итого — 430 лет. К ним следует прибавить еще 6 лет, прошедших со времени пророчества Йехезкеля до изгнания, итого — 436 лет. Сколько же лет, согласно Торе, должно было продолжаться изгнание? Подсчитаем: в каждом 50-летнем цикле — 7 лет шмита и 1 год йовель, всего 8 лет, в течение которых земле предписан отдых, за 436 лет 69 раз ее следовало оставлять в покое.
И что же? 69 раз нарушали евреи заповедь Всевышнего и были изгнаны из Эрец-Исраэль в год семидесятой шмиты. И ровно 70 лет продолжалось Вавилонское изгнание, как и было обещано Б-гом через Его пророка: «Когда исполнится семьдесят лет Вавилону, вспомню Я о вас и сдержу для вас доброе слово Мое о возвращении вас на эго место» (Йрмеягу, 29:10).
В седьмой год запрещены все сельскохозяйственные работы по всей земле Израиля, а то, что вырастет, — общее. Любой может набрать в саду корзину фруктов, даже звери могут лакомиться безбоязненно. Нельзя продавать плоды седьмого года, можно только угощать ими. А после седьмой шмита наступает юбилейный год — йовель, в который, как и в год шмита, нельзя обрабатывть землю, а все, что вырастет, — общее. Спрашивается, как жить? Даже в такой огромной стране, как СССР, если план по зерновым «недовыполнен» на 20-30 процентов, уже становится тяжело с хлебом. А Израиль окружен врагами, и у него не всегда есть возможность купить то, что требуется.
Если бы эта мера была нужна для отдыха земли, то было бы разумно делить страну на семь полос, чтобы каждый год отдыхала бы одна из них. Но как можно допустить, чтобы целая страна в течение года не сеяла, не пахала, а из того, что вырастает, любой мог взять, сколько ему надо?! Неужели это возможно?
«А если спросите: что будем есть в седьмой год? Ведь не будем сеять, и не будем забирать домой урожай… И Я пошлю Мое благословение вам в шестой год, и он даст урожай на три года. И посеете в восьмой год, и будете есть из старого урожая. До девятого года, до прихода его урожая будете есть старое» (Вайикра, 25,21).
Гарантию дает евреям Тора. Слову Хозяина не только всех угодий земли, но и самой вселенной можно верить.
О чем свидетельствует история нашего народа? Нигде нет упоминаний или намеков, ни в еврейских, ни в нееврейских источниках, чтобы был голод во время шмита. Наоборот: пока евреи соблюдали этот закон, голод, который иногда случался, ни разу не захватил последние годы семилетнего цикла. Когда же законом пренебрегли, в годы Ахаза, Менаше и других царей-отступников, в Иудее, стране десяти колен, начинались годы неурожаев вперемежку с войнами.
А как в наши дни? Год был годом шмита. Ежегодно урожай зерновых в Израиле — около 150000 тонн, а накануне 1973 года он был 300000 тонн, ровно в два раза больше! Специалисты сельского хозяйства не знали, чем это объяснить. Думали, что удобрения, внесенные в землю за несколько последних лет, вдруг так подействовали. Но почему это произошло именно накануне шмита?
А как с фруктами? Мошав «Коммийют» соблюдает законы шмита. Ежегодный сбор фруктов в нем 700 ящиков, а накануне 1973 года они собрали 2000 ящиков.
Когда в 80-е годы XIX века в Эрец-Исраэль появились первые еврейские колонии, встал вопрос, как быть: ведь 1889 год — год шмита. Один из раввинов нашел выход: продать землю неевреям, чтобы они ее обрабатывали, потому что иначе все колонии распадутся. Многие раввины тогда на это не согласились.
В «Пиркей авот» (гл.5), написано, что после года шмита, если закон не соблюдался, наказание следует немедленно. Вот факты:
после шмита 1889 года — нашествие саранчи;
после шмита 1896 года — нашествие мышей;
после шмита 1903 года — эпидемии и эпизоотии;
после шмита 1910 года было много пожаров и треть населения выехала за пределы Израиля;
после шмита 1973 года десятки тысяч саженцев погибли от ветра.
Есть и положительные примеры. После шмита 1952 года на сады мошава «Коммийют» налетела саранча, да еще и в субботу. Спросили раввина, можно ли отогнать саранчу. Он ответил, что пока нет опасности для жизни людей, нельзя. Саранча посидела, посидела… и улетела.
В том же 1952 году мошав «Коммийют» искал пшеницу для посева на будущий год. И не нашел. Нельзя было купить ее у еврея, который сеял в шмита. Пришлось взять червивую бракованную пшеницу. К тому же еще, пахать начали поздно, только после праздника Сукот, когда кончилась шмита. Все специалисты предупреждали, что мошавники выбрасывают деньги впустую. В результате же их урожай был выше, чем у соседей, не соблюдавших закон шмита. Ибо ветер испортил посевы соседей, в то время, когда в «Коммийюте» они еще не взошли.
До шмита 1959 года в стране было 12 фруктовых садов. «Коммийют» отказался подписать обязательство вести работы в год шмита, и с трудом удалось уговорить Министерство сельского хозяйства поручить мошаву сад. Хотя в отчетах министерства записано, что во всех садах, кроме «Коммиюта», выполнялись все агротехнические указания, сад последнего, как нетрудно догадаться, оказался в самом лучшем состоянии…
Таковы факты, и спрятаться от них невозможно. Нарушение законов шмита, также, как и любых других законов Торй, не только не дает ничего хорошего, но и чревато самыми тяжелыми последствиями. Исполнение же их, даже там, где, казалось бы, неизбежен убыток, приносит в конце концов благословение и прибыль.
Конечно же, не только потому мы выполняем заповеди. Но человеку, стоящему перед дилеммой «наасе вэ-нишма», есть над чем задуматься.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Меир Левин,
из цикла «Коммандировка в Египет»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Лех Леха
Рав Реувен Пятигорский
Десять испытаний
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Ради помощи путникам Авраам прерывает беседу с Творцом. Потомки патриарха унаследовали способность любить всех людей. Раввин Гирш о справедливости и человечности.
Рав Элияу Левин
Обрезание крайней плоти является одной из «непонятных» заповедей. Даже тот факт, что это полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Цви Вассерман
Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.