Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли в седьмой год выжимать сок из фруктов и овощей?

Темы: Шмита, Кашрут, Рав Лейб-Нахман Злотник

Отложить Отложено

У меня есть небольшой магазинчик, «минимаркет» в центре Израиля. Одна из услуг, которую я предоставляю клиентам, — это свежевыжатый сок. Я пользуюсь для этого яблоками, апельсинами, гранатами и морковью. У меня даже есть одна пожилая клиентка, которой для здоровья надо пить сок из сырой свеклы. Сейчас седьмой год с особыми правилами. Хотел поинтересоваться, есть ли какие-нибудь ограничения для получения из них сока. И ещё: у меня на прилавке стоит не только соковыжималка, но и блендер — установка, которая размельчает овощи и фрукты и делает из них пюре. Иногда заказывают не сок, а именно фруктовый или морковный шейк. Есть ли разница в законах между выжиманием сока и приготовлением фруктового или овощного пюре? Разрешено ли делать такой шейк из бананов и клубники? Заранее спасибо за ответ.

Отвечает рав Лейб-Нахман Злотник

Многоуважаемый Шалва!

Ваш вопрос очень к месту, но перед тем, как говорить о выжимании плодов седьмого года, хотелось бы упомянуть о некоторых очень важных аспектах, связанных с законами седьмого года, которые, на мой взгляд, необходимо учесть в Вашем случае.

Не всякий плод, который приобретают в Израиле в седьмой год, является «плодом седьмого года». А иногда плоды, купленные в восьмой год, могут иметь статус «плодов седьмого года». Существует определённые ограничения в приобретении плодов, плате за них, торговле ими. В определённых случаях некоторые плоды запрещено использовать (например, морковь, бананы и клубника, выросшие у еврея в седьмой год). Торговля плодами седьмого года, а также продуктами, изготовленными из них, строго ограничена. В частности, продавать в магазине сок, который изготовлен из плодов седьмого года, запрещено. Выжимать сок из свеклы запрещено даже в домашних условиях, так как это не является общепринятым использованием свеклы. Использование фруктов и овощей седьмого года и приготовление из них однородной массы — пюре — согласно большинству мнений галахистов разрешено. Есть мнение, что разрешён только такой вид измельчения, после которого всё ещё можно различить части плода (рав Нисим Карелиц).

Теперь, наконец-то, перейдём к вопросу о выжимании плодов седьмого года. Одно из ограничений использования плодов, освящённых святостью 7-го года, — это запрет их портить. По мнению некоторых галахических авторитетов, поскольку плод более значим, «важен», чем сок, который из него получают, выжимание сока можно в определённом смысле рассматривать как «порчу» плода. Исключение составляют виноград и оливки, которые согласно всем мнениям разрешено перерабатывать: изготовление оливкового масла и виноградного вина не расценивается как порча исходного продукта, а, наоборот, как производство более качественного продукта. В отношении остальных видов плодов, существует, по меньшей мере, шесть точек зрения среди галахистов:

1. Из всех фруктов и овощей, кроме оливок и винограда, запрещено выжимать сок (Рав из Бриска и рав Бен-Цион Аба-Шауль).

2. Разрешено выжимать сок также из лимонов (рав М. Тикучинский).

3. Кроме винограда, оливок и лимонов разрешено выжимать сок также из грейпфрутов (рав Нисим Карелиц).

4. Разрешено выжимать сок из оливок, винограда, лимонов, грейпфрутов, апельсинов и, возможно, гранатов (Хазон Иш).

5. Из всех видов плодов, из которых обычно выжимают сок, разрешено его выжимать и в седьмой год, но при условии, что весь плод будет использован для производства сока и после выжимания не останется частей плода, которые придётся выбросить (рав Шломо-Залман Ойербах).

6. Разрешено выжимать сок в седьмой год из всех видов плодов, из которых обычно выжимают, даже если не весь плод будет использован для производства сока и после выжимания останется часть плода, которую придётся выбросить (рав Йосэф-Шалом Элияшив).

В общине, к которой я принадлежу, принято поступать согласно третьему мнению (Хазон Иш). Но я посчитал нужным привести точки зрения всех известных мне галахических авторитетов, чтобы Вы могли спросить у своего раввина, в соответствии с каким мнением поступать. Все отходы, полученные в результате переработки плодов (кожуру, косточки, жмых и т.д.), необходимо положить как минимум на сутки в отдельный ящик или ведро, а после этого сложить их в пакет и выбросить. Так же надо поступить и с несъедобными остатками продукта. Их запрещено выбрасывать или выливать в мусор, как это делают с обычными продуктами питания. Если в посудине осталось совсем немного остатков продукта, как это бывает, когда съели или переложили всё, что находилось внутри, посуду разрешено помыть обычным способом. Напомню, что в клубнике находится огромное количество мелких насекомых и перед тем, как её измельчать, необходимо вырезать то место, где ягода присоединяется к веточке, а также снять полностью внешний слой каждой ягоды толщиной в два миллиметра и тщательно промыть в проточной воде. Замечу, что на сок (кроме виноградного) обычно произносят благословение Ше-а-коль («…по слову Которого существует всё»), а что касается измельчённой массы плода, в каждом случае требуется детальное рассмотрение, чтобы знать, какое благословение произнести.

C уважением, Лейб-Нахман Злотник

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его